Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А., судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области (г.Киров) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кировской области от 22.02.2011 по делу N А28-11020/2010-374/17, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.09.2011 по тому же делу по иску Омутнинского районного муниципального унитарного предприятия "Омутнинское автотранспортное предприятие" (далее - предприятие) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области о взыскании за счет казны Российской Федерации 383 227 рублей, Кировской в лице Департамента финансов Кировской области о взыскании за счет казны субъекта Российской Федерации 257 738 рублей расходов, возникших в связи с предоставлением льготного проезда гражданам.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области.
Суд установил: решением Арбитражного суда Кировской области от 22.02.2011 исковое требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 21.09.2011 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России просит об их отмене, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что предприятие осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении в городе Омутнинске Кировской области.
Предприятие и муниципальные образования Кировской области в 2008-2009 годах заключили ряд муниципальных контрактов и договоров на организацию пассажирских перевозок населения общественным транспортом (с дополнительными соглашениями к ним).
По условиям названных муниципальных контрактов и договоров предприятие обязалось выполнять перевозку автомобильным транспортом общего пользования льготных категорий граждан, муниципальные образования - производить возмещение расходов транспортному предприятию, возникающих из перевозки льготных категорий граждан. Муниципальные образования в лице администрации обязались перечислять предприятию долю средств, поступивших из соответствующего уровня бюджетов, пропорционально объему транспортных услуг, оказанных предприятием.
Предприятие как транспортная организация в период с 01.01.2009 по 31.03.2010 перевозило пассажиров по тарифам, установленным для проезда в городском и пригородном автомобильном транспорте; граждане-льготники приобретали билеты по льготной цене.
Предприятию частично компенсированы выпадающие доходы.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Факт понесения расходов и из размер подтверждены материалами дела.
Расходы истца связаны с предоставлением услуг по перевозке отдельных категорий граждан, относящихся к федеральному и региональному регистрам льготников.
Расчет понесенных предприятием расходов основан на количестве проданных льготных проездных билетов; общем количестве льготников и количестве федеральных и областных льготников, проживающих на территории Кировской области; разнице стоимости между обычным и льготным проездным документом; сумме поступлений на компенсацию расходов из областного и федерального бюджетов.
Удовлетворяя исковое требование в сумме 383 227 рублей за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России, суды исходили из отсутствия доказательств выделения из бюджета Российской Федерации бюджету Кировской области субвенций на осуществление расходов лицам, имеющим право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета.
При этом суды руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, статьями 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, федеральными законами "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Довод Минфина России о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Выводы судов соответствуют позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях Президиума от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 23.06.2009 N 2992/09, от 25.01.2011 N 9621/10, от 26.04.2011 N 17828/10, от 25.07.2011 N 5481/11.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А28-11020/2010-374/17 Арбитражного суда Кировской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 22.02.2011, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.09.2011 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
И.М. Марамышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2012 г. N ВАС-17274/11
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А28-11020/2010
Истец: Омутнинское районное муниципальное унитарное предприятие "Омутнинское автотранспортное предприятие"
Ответчик: "Кировская область" в лице Департамента финансов Кировской области, в лице Министерства Финансов Российской Федерации, Субъект РФ-Кировская область в лице Департамента финансов Кировской области, УФК по КО
Третье лицо: Департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области, Управление Федерального казначейства по Кировской области
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17274/11
19.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17274/11
21.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3592/11
03.06.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1910/11