Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А., судей Прониной М.В., Н.П.Харчиковой рассмотрел в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области (г.Киров) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кировской области от 31.05.2011 по делу N А28-12203/2010-393/1, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.11.2011 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "Линия Авто" (далее - общество) к субъекту Российской Федерации - Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области о взыскании за счет казны Кировской области 2 617 961 рубля, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области о взыскании за счет казны Российской Федерации 1 653 346 рублей 60 копеек расходов, возникших в связи с предоставлением льготного проезда гражданам.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Город Киров", Департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Кировской области от 31.05.2011 исковое требование удовлетворено частично: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 1 653 346 рублей 50 копеек. С субъекта Российской Федерации - Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области за счет казны Кировской области в пользу общества взыскано 2 617 961 рубль. В остальной части требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 14.11.2011 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России просит об их отмене, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Изучив содержание оспариваемых судебных актов, проверив обоснованность доводов заявителя, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации считает, что заявление подлежит отклонению по следующим основаниям.
Из представленных материалов следует, что общество осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городе Кирове.
Администрация города Кирова (заказчик) и общество (исполнитель) заключили договор от 29.12.2006 N 01-979 об оказании услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом.
По условиям договора общество обязалось выполнять перевозку населения городским пассажирским транспортом общего пользования на территории муниципального образования "Город Киров" по городскому автобусному маршруту N 87, в том числе льготных категорий граждан, муниципальное образование - производить возмещение расходов транспортному предприятию, возникающих из перевозки льготных категорий граждан, и перечислять обществу долю средств, поступивших из соответствующего уровня бюджетов, пропорционально объему транспортных услуг, оказанных обществом.
В период с 01.01.2008 по 31.12.2009 общество перевозило пассажиров по тарифам, установленным для проезда в городском и пригородном автомобильном транспорте; граждане-льготники приобретали билеты по льготной цене.
В результате межтарифной разницы выпадающие доходы общества за перевозку льготных пассажиров составили в 2008 году 1 877 341 рубль по областному регистру и 891 622 рубля 20 копеек по федеральному регистру, в 2009 году - 740 620 рублей по областному регистру и 761 724 рубля 30 копеек по федеральному регистру.
Ненадлежащее исполнение Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации - Кировской областью обязанности по возмещению расходов, возникших в результате межтарифной разницы у общества, явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Факт понесения расходов и из размер подтверждены материалами дела.
Расходы общества связаны с предоставлением услуг по перевозке отдельных категорий граждан, относящихся к федеральному и региональному регистрам льготников.
Расчет понесенных обществом расходов основан на количестве проданных льготных проездных билетов, общем количестве льготников и количестве федеральных и областных льготников, проживающих на территории Кировской области, разнице стоимости между обычным и льготным проездным документом, сумме поступлений на компенсацию расходов из областного и федерального бюджетов.
Удовлетворяя исковое требование в сумме 1 653 346 рублей 50 копеек за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России, суды исходили из отсутствия доказательств выделения из бюджета Российской Федерации бюджету Кировской области субвенций на осуществление расходов лицам, имеющим право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета.
При этом суды руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, статьями 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, федеральными законами "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Довод Минфина России о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Выводы судов соответствуют позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях Президиума от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 23.06.2009 N 2992/09, от 25.01.2011 N 9621/10, от 26.04.2011 N 17828/10, от 25.07.2011 N 5481/11.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А28-12203/2010-393/1 Арбитражного суда Кировской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 31.05.2011, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.11.2011 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 января 2012 г. N ВАС-460/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А28-12203/2010
Истец: ООО "Линия Авто"
Ответчик: - Кировская область в лице Департамент финансов Кировской области, в лице Министерства Финансов Российской Федерации, в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Кировской области), Департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области, Департамент финансов Кировской области, Министерства финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Кировской области
Третье лицо: Администрация г. Кирова, Администрация города Кирова, Департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области