Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Моисеевой Е.М., судей Маковской А.А., Поповой Г.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "ХОРСТ" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.09.2011 по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-31112/10-94-132
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ХОРСТ" (далее - общество "ХОРСТ", заявитель) о признании недействительным содержащегося в письме Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) N ПП-10/1416 от 26.01.2010 отказа в предоставлении в собственность общества земельного участка площадью 48 530 кв. метра с кадастровым номером 50:12:0101001:76, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, городское поселение Мытищи, г. Мытищи, пер. 2-й Рупасовский,; о признании за обществом исключительного права на выкуп данного земельного участка; об обязании произвести расчет цены выкупа земельного участка, исходя из двух с половиной процентов его кадастровой стоимости; об обязании Росимущества, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление) в двухнедельный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении заявителю в собственность земельного участка; об обязании Росимущества и управления в двухнедельный срок со дня принятия решения о предоставлении заявителю в собственность земельного участка направить в адрес общества договор купли-продажи земельного участка.
Суд установил: решением от 24.05.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.10.2010 решение отменено и дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Решением от 07.02.2011 заявление удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.09.2011 решение и постановление суда апелляционной инстанции отменены, в удовлетворении заявления отказано.
В заявлении о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит его отменить, а решение и постановление суда апелляционной инстанции оставить в силе, ссылаясь на допущенные нарушения единообразия в толковании и применении статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), а также пункта 3 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ (далее - закон о приватизации).
Рассмотрев доводы заявителя, представленные документы и изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу, что заявление о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ООО "Внешпроект" (далее - общество "Внешпроект") по результатам аукциона по продаже высвобождаемого военного имущества приобрело здания, не завершенные строительством, из государственной собственности на основании договора купли-продажи N 24-3/776, заключенного 24.05.2004 со специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества".
Как указано в тексте договора он заключен на основании названного закона о приватизации, Указа Президента Российской Федерации от 23.07.1997 N 775 "Об изменении порядка реализации высвобождаемого недвижимого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли", Постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.1998 N 623 "О порядке высвобождения военного имущества", распоряжений Минимущества России от 27.12.2000 N 1444-р, от 03.07.2003 N 2927-р, плана продажи не завершенных строительством зданий и сооружений шифр 12/4, протокола N 2/4 заседания Комиссии по проведению торгов по продаже объектов высвобождаемого недвижимого имущества от 21.05.2004.
В соответствии с пунктом 1.3 договора земельный участок размером 5,09 га передается победителю торгов в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно выписки из реестра федерального имущества по состоянию на 30.09.2004 реализуемые по договору объекты недвижимости реестровый номер 07701745 указаны как "Незавершенный строительством казарменно-жилищный фонд военный городок (шифр объекта 12/4)", то есть все приобретенные объекты недвижимости как комплекс строений связаны между собою единым целевым использованием, единой коммунальной и инфраструктурной сетью, расположены на одном земельном участке.
С 2005 по 2008 год общество "Внешпроект" осуществляло формирование земельного участка и постановку его на кадастровый учет с целью приобретения в собственность. Однако 21.03.2008 комплекс объектов незавершенного строительства был продан обществу "ХОРСТ". Право собственности общества "ХОРСТ" на 13 объектов незавершенного строительства были зарегистрированы в установленном порядке, о чем выданы свидетельства от 18.04.2008.
Земельный участок площадью 48 530 кв.метра, кадастровый номер 50:12:0101001:76, на котором находятся спорные объекты, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 50-НВ N 232300, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области 26.02.2009.
Общество "ХОРСТ" 09.04.2009 обратилось в управление с заявкой на выкуп принадлежащего на праве собственности Российской Федерации земельного участка (разрешенное использование: для производственной деятельности) под выкупленными объектами незавершенного строительства. При этом заявитель ссылался на положения пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса, статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 28 Федерального закона о приватизации.
Заявителем от управления получено письмо от 11.03.2010 N ЕМ/04-2194, подготовленное на основании письма Росимущества от 26.01.2010 N ПП-10/1416 от 26.01.2010, содержащее отказ в предоставлении в собственность спорного земельного участка в связи с отсутствием в документах кадастрового паспорта земельного участка, а также с невозможностью выкупа обществом земельного участка под объектами незавершенного строительства, поскольку данные объекты не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию, что исключает применение положений статьи 36 Земельного кодекса.
Не согласившись с отказом в предоставлении в собственность земельного участка, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд установил, что заявителем предоставлен весь пакет документов, предусмотренный законом и необходимый для выкупа спорного земельного участка. Из материалов дела усматривается, что кадастровый паспорт на земельный участок, на отсутствие которого ссылалось Росимущество, был представлен управлению для рассмотрения к пакету документов, что подтверждается сопроводительным письмом от 02.11.2009 с отметкой о принятии.
Суд признал, что оспариваемый отказ принят вопреки требованиям статьи 36 Земельного кодекса и пункта 3 статьи 28 закона о приватизации, что нарушает исключительное право заявителя на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка, в связи с чем, руководствуясь частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вынес решение о признании данного отказа незаконным.
Суд, руководствуясь частями 2, 5 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, строений, если эти здания, сооружения, строения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, осуществляется в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, признав за обществом "ХОРСТ" исключительное право на выкуп земельного участка, обязали Росимущество произвести расчет выкупа земельного участка, исходя из двух с половиной процентов его кадастровой стоимости.
Суд кассационной инстанции не согласился с выводом суд первой инстанции, поддержанный судом апелляционной инстанции, о наличии у заявителя исключительного права на выкуп спорного земельного участка под объектам незавершенного строительства, со ссылкой на несоблюдение баланса публичных и частных интересов при возведении объектов капитального строительства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд кассационной инстанции указал, что при предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства применение положений статьи 36 Земельного кодекса к объектам незавершенного строительства исключается, поскольку, в отличие от зданий, строений и сооружений, они не могут быть использованы в соответствии с их целевым назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию.
Ссылка заявителя на то, что до приобретения им в собственность объектов незавершенного строительства это имущество было приватизировано, а, следовательно, у общества возникло право на выкуп земельного участка в силу пункта 3 статьи 28 закона о приватизации была признана судом кассационной инстанции неосновательной, поскольку общество "ХОРСТ" не доказало, что строительство объектов, расположенных на спорном земельном участке завершено, а также наличие иных исключительных случаев, предусматривающих выкуп земельного участка под объектами незавершенного строительства.
Между тем вывод суда кассационной инстанции об отсутствии у общества исключительного права на выкуп земельного участка под спорными объектами незавершенного строительства противоречит действующему законодательству и сложившейся правоприменительной практике.
Общество "ХОРСТ", приобретая у общества "Внешпроект" в собственность спорные объекты, в силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации одновременно приобрело исключительное право требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
На основании пункта 3 статьи 28 закона о приватизации собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса исключительное право на выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено юридическим лицам, имеющим в собственности на этих земельных участках здания, строения, сооружения.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/08, от 01.03.2011 N 14880/10, применение порядка выкупа земельных участков под объектами незавершенного строительства возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Поскольку общество "Внешпроект" приобрело высвобождаемое военное имущество как комплекс объектов, не завершенных строительством, в порядке приватизации, то общество "ХОРСТ" как покупатель спорного имущества в силу закона обладает исключительным правом на выкуп из государственной собственности земельного участка, необходимого для использования объектов.
При таких обстоятельствах постановление суда кассационной инстанции нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального права.
Дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
передать дело Арбитражного суда города Москвы N А40-31112/10-94-132 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.09.2011.
См. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2012 г. N 15874/11
Предложить лицам, участвующим в деле, предоставить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре указанного судебного акта в порядке надзора до 15.03.2012.
Председательствующий судья |
Е.М. Моисеева |
Судьи |
А.А. Маковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. N ВАС-15874/11
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-31112/2010
Истец: ООО "Хорст"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, ТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСИМУЩЕСТВОМ МО, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: ООО "Внешпроект"
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 15874/11
10.04.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-15874/11
09.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15874/11
21.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-9030/10
14.06.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8723/11