Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи В.М.Тумаркина, судей М.Г.Зориной, С.М.Петровой рассмотрела в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "НортГаз" от 13.12.2011 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.04.2011 по делу N А81-379/2011, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.10.2011 по тому же делу по заявлению закрытого акционерного общества "НортГаз" (ул. Б.Якиманка, д. 1, Александр Хаус, Москва, 119180) к Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Ямало-Ненецкому автономному округа (правопреемнику Инспекции ФНС России по городу Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа) (ул. Заводская, г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629730) о признании недействительными решения от 30.07.2010 N 1190 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения от 30.07.2010 N 529 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, требований от 18.11.2010 N 1398, N 1399 об уплате налогов, пеней и штрафа.
Суд установил:
решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.04.2011 заявленные требования удовлетворены в части начисления 418 661 рубля и 108 773 рублей 90 копеек пеней по налогу на имущество и 2 684 443 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), по названному налогу, в остальной части в требованиях отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 24.10.2011 названые судебные акты в части признания недействительным начисления указанных сумм пеней отменил, в отмененной части в удовлетворении заявленных требований отказал. В остальной части судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, обществом "НортГаз" ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в части отказа в удовлетворении заявленных требований как нарушающих единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
В обоснование общество "НортГаз" указывает на наличие в собственности газопровода, конденсатопровода, установку комплексной подготовки газа, в отношении которых оно на основании пункта 11 статьи 381 Кодекса претендует льготное налогообложение по налогу на имущество.
Проверив доводы, изложенные в заявлении, и материалы дела, коллегия судей не усматривает установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Согласно пункту 11 статьи 381 Кодекса организации освобождаются от обложения налогом на имущество в отношении магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Перечень имущества, освобожденного от налогообложения, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень имущества).
Указанный Перечень имущества в разделе "Имущество, относящееся к магистральным газопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью" содержит наименования имущества в виде магистральных газопровода и конденсатопровода, которые характеризуются как трубопроводы (надземные, наземные, подземные, подводные) с лупингами (трубопроводами, проложенными параллельно основному трубопроводу на отдельных его участках, соединенными с ним перемычками и предназначенными для увеличения пропускной способности и/или для повышения надежности работы трубопровода), запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения компрессорных станций, узлами замера и регулирования газа (УЗРГ), пунктами редуцирования газа (ПРГ), узлами пуска и приема очистных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола, электрохимзащитой, линиями и сооружениями технологической связи, средствами телемеханики трубопроводов, вдольтрассовыми проездами.
На основании пункта 1 статьи 11 Кодекса и в соответствии с СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30, в состав магистральных трубопроводов входят трубопровод (от места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной продукции) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения компрессорных станций, УЗРГ, ПРГ, узлами пуска и приема очистных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола.
Поименованные в Перечне имущества технологические трубопроводы характеризуются как участки магистрального трубопровода (внутриплощадочные трубопроводы) с запорной арматурой между технологическим оборудованием, цехами компрессорных станций и газоизмерительных станций.
Следовательно к магистральным газопроводам и конденсатопроводам относятся трубопроводы от места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной продукции с поименованным оборудованием, а также отводы от магистральных трубопроводов (в отношении последних из названных трубопроводов спора по настоящему делу не имеется).
Газопроводы-шлейфы, предназначенные для транспортировки газа и газового конденсата от скважин газовых и газоконденсатных месторождений и подземных хранилищ газа (ПХГ) до установок комплексной подготовки газа (УКПГ), установок предварительной подготовки газа (УППГ), газопроводы, газовые коллекторы неочищенного газа, межпромысловые коллекторы, трубопроводы для транспортирования газа и газового конденсата от УКПГ, УППГ до головных сооружений, дожимных компрессорных станций, компрессорных станций, ПХГ, газоперерабатывающих заводов относятся к промысловым газопроводам независимо от их протяженности ("Инструкция по проектированию, строительству и реконструкции промысловых нефтегазопроводов" СП 34-116-97, утвержденная приказом Минтопэнерго России от 23.12.1997 N 441).
В данном случае общество "НортГаз" претендует на льготное налогообложение газопровода, предназначенного для транспортировки газа от принадлежащей ему УКПГ до УКПГ-15 общества "Газпром переработка", и конденсатопровода от УКПГ общества "НортГаз" до точки врезки в магистральный трубопровод нестабильного конденсата Ямал-Уренгой.
В силу указанных ведомственных нормативных актов названые газопровод и конденсатопровод общества "НортГаз" отвечают признакам промысловых трубопроводов.
Применительно к упоминаемым в Перечне имущества технологическим комплектным линиям, установкам и агрегатам по добыче, промысловой подготовке и транспортировке газа и конденсата подлежат освобождению от обложения налогом на имущество блоки редуцирования, узлы замера расхода газа, подогреватели газа, установки очистки, одоризации газа, установленные на газоизмерительных станциях и газораспределительных станциях, к которым относятся здания газораспределительных станций, трансформаторных подстанций, насосных станций, складов, расположенные на территории газораспределительных станций и обеспечивающие эксплуатацию магистральных газопроводов при условии использования этих объектов для обеспечения технологического процесса функционирования магистрального газопровода.
Обоснованность применения льгот по налогам лежит на налогоплательщике.
В данном же случае материалы дела подтверждают выводы судов о том, что УКПГ общества "НортГаз" технологически связана с его промысловыми трубопроводами.
Утверждение общества "НортГаз" о нарушении судами единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права также проверено коллегией судей. Судебные акты по иным делам не подтверждают указанного нарушения в отношении трубопроводов, предназначенных для транспортировки добытых углеводородов до магистральных трубопроводов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А81-379/2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 14.04.2011, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.10.2011 отказать.
Председательствующий судья |
В.М. Тумаркин |
Судьи |
М.Г. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 марта 2012 г. N ВАС-17057/11
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17057/11
15.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17057/11
24.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5467/11
03.08.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4043/11
03.08.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4260/11
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17057/11
24.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5467/11
03.08.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4043/11
03.08.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4260/11