Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей Г.Д. Пауля, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Брянской области от 26.07.2011 по делу N А09-3217/2011, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.02.2012 по тому же делу по заявлению закрытого акционерного "Кремний-Маркетинг", открытого акционерного общества "Константа" и закрытого акционерного общества "К-СТС" к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в принятии решения о приватизации заявителями земельного участка площадью 7 221 кв. м с кадастровым номером 32:28:032201:67, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, изложенном в письме от 25.01.2011 г. N ПП-10/1447, обязании принять соответствующее решение и направить в адрес заявителей проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Брянской области от 26.07.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2011 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.02.2012 вышеназванные судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - Управление) просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что ЗАО "Кремний-Маркетинг", ОАО "Константа", ЗАО "К-СТС" на праве собственности и общей долевой собственности принадлежат лабораторно-бытовой корпус площадью 9 849,2 кв. м, нежилое помещение площадью 5 757,4 кв. м, здание площадью 1 616,6 кв. м. Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке.
Земельный участок, на котором расположены принадлежащие обществам объекты недвижимого имущества, используется заявителями на основании договора аренды от 21.04.2003 г. N 24496 с учетом дополнительного соглашения к указанному договору от 08.02.2010 N 35.
26.07.2010 заявители обратились в Управление с заявлением о выкупе вышеуказанного земельного участка площадью 7 221 кв. м с кадастровым номером 32:28:032201:67 в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Управление направило заявление с приложенными к нему документами в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Сообщением от 25.01.2011 N ПП-10/1447 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом уведомило Управление о невозможности принятия решения о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, предложив при этом провести проверку фактического использования заявителями земельного участка, а также наличия (отсутствия) на данном участке объектов недвижимости третьих лиц.
Посчитав указанные действия не соответствующими закону и нарушающими их права и законные интересы в сфере экономической деятельности, ЗАО "Кремний-Маркетинг", ОАО "Константа", ЗАО "К-СТС" обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 36, пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться в границах, занятых самим объектом, с учетом площади, необходимой для его использования, при условии предоставления документов, список которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Оценивая приложенные к заявлению документы, суды установили, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие другим лицам, заявителями были представлены все документы, предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
В связи с этим, поскольку в силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для отказа в принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность.
В связи с изложенным суды пришли к выводу о нарушении прав и законных интересов заявителей, а также норм действующего законодательства, а потому удовлетворили заявленные требования.
Довод Управления, содержащийся в заявлении о пересмотре принятых по делу судебных актов в порядке надзора, о недоказанности отсутствия на испрашиваемом земельном участке иных объектов недвижимости, не принадлежащих заявителю, являлся предметом рассмотрения и надлежащей оценки судов нижестоящих инстанций и в целом направлен на переоценку исследованных судами доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда надзорной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А09-3217/2011 Арбитражного суда Брянской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Брянской области от 26.07.2011, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.02.2012 отказать.
Председательствующий судья |
О.М. Козырь |
Судьи |
Г.Д. Пауль |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 июня 2012 г. N ВАС-7090/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А09-3217/2011
Истец: ЗАО "Кремний-Маркетинг", ЗАО "К-СТС", ОАО "Константа"
Ответчик: ТУФА по управлению государственным имуществом в Брянской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7090/12
03.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5419/11
13.10.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4548/11
26.07.2011 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-3217/11