Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А., судей Балахничевой Р.Г. и Воронцовой Л.Г. рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Страховая компания "Гайде" (г.Санкт-Петербург) от 23.05.2012 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2011 по делу N А56-67013/2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.03.2012 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "ТрансДизельГрупп" (г.Санкт-Петербург) к ОАО "Страховая компания "Гайде" о взыскании 3 469 500 рублей страхового возмещения.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены ООО "Страховая компания "Цюрих" и ЗАО "Внешнеторговая фирма "Фудлайн".
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2011 с ОАО "Страховая компания "Гайде" в пользу ООО "ТрансДизельГрупп" взыскано 3 439 500 рублей страхового возмещения. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Суд установили, что между сторонами оформлен генеральный полис страхования грузов от 30.12.2009 N 013939/09-03 (О), предметом которого является систематическое страхование партий грузов, перевозимых автомобильным транспортом, в соответствии с Правилами страхования грузов ОАО "Страховая компания "Гайде".
Данный договор страхования заключен в пользу выгодоприобретателей - лиц, имеющих основанный на законе, ином правовом акте или договоре, интерес в сохранении застрахованного груза.
Страхование осуществлялось от рисков повреждения и (или) утраты (гибели, уничтожения, пропажи) всех или части застрахованных грузов в процессе их перевозки, произошедших в результате аварии или крушения, ДТП, пропажи без вести средства транспорта; хищения груза путем кражи, грабежа, разбойного нападения; противоправных действий третьих лиц, если они произошли в пути следования или на охраняемой стоянке.
Между ООО "ТрансДизельГрупп" (экспедитор) и ЗАО "Внешнеторговая фирма "Фудлайн" (заказчик) был заключен договор транспортной экспедиции от 30.11.2009 N 3011, во исполнение которого и на основании заявки на перевозку груза от 22.03.2010 N 2027 экспедитор обязался доставить вверенный ему заказчиком груз стоимостью 3 469 500 рублей.
При осуществлении перевозки груз был похищен неустановленными лицами.
Претензия ЗАО "Внешнеторговая фирма "Фудлайн" о возмещении ущерба в сумме 3 469 500 рублей была удовлетворена ООО "ТрансДизельГрупп" посредством подписания соглашения (акта) о зачете взаимных требований от 14.09.2010, в соответствии с которым стороны согласовали и произвели взаимозачет по обязательствам в сумме 3 469 500 рублей.
Согласно указанному акту все права на груз, перевозимый по договору транспортной экспедиции от 30.11.2009 N 3011, перешли к ООО "ТрансДизельГрупп".
ООО "ТрансДизельГрупп" обратилось к ОАО "Страховая компания "Гайде" с заявлением о выплате страхового возмещения в связи с пропажей груза. Неудовлетворение данного заявления страховщиком послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с данным иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 307, 309, 310, 927, 930, 938, 941 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наступлении страхового случая, предусмотренного договором страхования.
Учитывая, что истец возместил причиненный реальный ущерб собственнику груза, суд первой инстанции счел обоснованным требование о выплате страхового возмещения, с учетом безусловной франшизы составившего 3 439 500 рублей.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 24.10.2011 отменил решение от 08.06.2011 и отказал ООО "ТрансДизельГрупп" в удовлетворении иска, сославшись на предъявление иска ненадлежащим истцом и недоказанность предъявленного требования по размеру.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 14.03.2012, отменив постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2011, оставил в силе решение от 08.06.2011.
Заявитель (ОАО "Страховая компания "Гайде") просит о пересмотре указанных судебных актов первой и кассационной инстанций в порядке надзора, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении норм права и его прав и законных интересов, выразившееся в неправомерном установлении прав истца на утраченный груз, в неучете наличия другого договора страхования груза, в лишении права на осуществление суброгационного требования.
Ознакомившись с доводами заявителя и имеющимися материалами, суд не усматривает оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Из имеющихся материалов следует, что на основании договора страхования застрахованы как собственные имущественные интересы истца, так и связанные с его деятельностью имущественные интересы третьих лиц (владельцев груза).
Таким образом, договор содержит признаки различных видов имущественного страхования, предусмотренных статьей 929 Гражданского кодекса Российской Федерации, и является комплексным.
Существование таких договоров в практике страховщиков обусловило признание их юридической силы в судебной практике.
Истец в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" об ответственности экспедитора перед клиентом за утрату груза самостоятельно выплатил своему контрагенту стоимость утраченного груза путем зачета встречных однородных требований.
Данный зачет возможен в силу статьи 410 Гражданского кодекса РФ.
При таких обстоятельствах требование истца о выплате страхового возмещения ему как страхователю не противоречит статьям 929 и 932 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как владелец груза, в пользу которого заключен договор страхования, уже получил возмещение убытков от несохранной перевозки.
Таким образом, выводы судов первой и кассационной инстанций о взыскании с ОАО "Страховая компания "Гайде" в пользу страхователя - ООО "ТрансДизельГрупп" страхового возмещения является обоснованным.
Ссылка заявителя на наличие другого договора страхования груза с ООО "Страховая компания "Цюрих" не имеет правового значения, поскольку он заключен грузовладельцем и последний вправе выбрать лицо, за счет которого возмещает убытки. В данном случае таким лицом грузовладелец выбрал контрагента по договору транспортной экспедиции.
Риск невозможности осуществления суброгации заявитель принял на себя сам, заключив договор страхования на условиях действующих у него Правил о подобных договорах страхования.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А56-67013/2010 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области для пересмотра в порядке надзора решения от 08.06.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.03.2012 отказать.
Председательствующий судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Судьи |
Р.Г. Балахничева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июня 2012 г. N ВАС-7409/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А56-67013/2010
Истец: ООО "ТрансДизельГрупп"
Ответчик: ОАО "СК "Гайде"
Третье лицо: ЗАО "Внешнеторговая фирма "ФУДЛАЙН", ООО СК "Цюрих"