Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 ноября 2012 г. N 10141/12 настоящее определение оставлено без изменения
Резолютивная часть определения объявлена 03 июля 2012 г.
Определение изготовлено 05 июля 2012 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Г.Д.Пауля, судей О.М.Козырь, Г.Г.Поповой и при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Петропавловской Ю.С., рассмотрел в судебном заседании заявление, с учетом уточнений по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, индивидуальных предпринимателей Тарасова С.М. (Кемеровская область, Тисульский район, пгт Тисуль, ул. Терешковой, д. 5, кв. 1) и Боровкова А.А. (г. Кемерово, пр. Октябрьский, 80А-160) от 04.05.2012 о признании положений пункта 4 в части слов "проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации", пункта 9.8 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и пункта 5 приложения N 7 указанного акта в части слов "должности сотрудника (ов) Роснедвижимости, его (их) фамилия, имя, отчество" не соответствующими статье 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" и недействующими.
Другие лица, участвующие в деле: третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора, - Министерство юстиции Российской Федерации.
При проведении судебного заседания 03.07.2012 присутствовали представители:
от заявителей - Н.Г.Лобанов, по доверенности от 13.08.2011, паспорту;
от Министерства экономического развития Российской Федерации - Афанасьева И.В., по доверенности от 08.06.2012 N 61-АБ, паспорту;
от Министерства юстиции Российской Федерации - Костецкая М.В., по доверенности от 26.12.2011 N 01/189-АК, паспорту; Османова И.А., по доверенности от 26.12.2011 N 01/208-АК, паспорту.
Суд установил:
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2012 принято к производству заявление индивидуальных предпринимателей Тарасова С.М. и Боровкова А.А. о признании положений пункта 4 в части слов "проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации", пункта 9.8 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 28.06.2007 N 215 и пункта 5 приложения N 7 указанного акта в части слов "должности сотрудника (ов) Роснедвижимости, его (их) фамилия, имя, отчество" не соответствующими статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", постановлению Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" и недействующими.
Заявлением от 22.05.2012 индивидуальные предприниматели Тарасов С.М. и Боровков А.А. уточнили заявленные требования и просили признать указанные положения нормативного акта не соответствующими статье 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, пунктам 1, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, пункту 9 постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" и недействующими.
Минэкономразвития России в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражало, просило в части признания недействительным пункта 5 приложения N 7 оспариваемого акта производство по делу прекратить, поскольку имеется вступившее в законную силу решение Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2009 N ГКПИ09-1495, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в отзыве и судебном заседании указал, что доводы заявителя полагает необоснованными. Кроме того, в отзыве от 05.06.2012 N 01-43792/12 Минюст России ссылался на неподведомственность спора арбитражному суду в силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Также Минэкономразвития России и Минюст России полагают, что оспариваемый акт соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителей.
Рассмотрев уточненные требования индивидуальных предпринимателей Тарасова С.М. и Боровкова А.А., выслушав мнение Минэкономразвития России, Минюста России, суд пришел к выводу о прекращении производства по делу в судебном заседании.
Категории дел, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, определены в части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. К ним относятся:
1) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, за исключением дел, указанных в части 4 настоящей статьи;
2) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88 утверждены Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, в которых имеется ссылка на определение нормативного правового акта и правовой нормы, данное в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 N 781-11 ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации": "нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение".
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент) принят в соответствии с положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", в целях реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р, и содержит положения, устанавливающие процедуру организации государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, Административный регламент соответствует названным существенным признакам нормативного правового акта, поскольку содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности в перечисленных в пункте 1 части 1 данной нормы сферах правового регулирования, в том числе, оценочной деятельности, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством в иных сферах.
Административный регламент, как и его положения, оспариваемые заявителями, определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальных органов - управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель (пункт 1 Административного регламента) и не содержит правовых норм в сфере регулирования оценочной деятельности.
Таким образом, данный спор не относится к сферам правового регулирования, перечисленным в пункте 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, также подведомственность данного спора арбитражным судам не установлена федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Кроме того, решением Верховного Суда Российской Федерации 02.12.2009 N ГКПИ09-1495, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 5 Приложения N 7 к Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215.
При таких обстоятельствах в силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по данному делу в судебном заседании подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 27, 29, 150, 151, 184-188, 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
производство по делу N ВАС-6330/12 прекратить.
Определение может быть обжаловано в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Д. Пауль |
Судьи |
О.М. Козырь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июля 2012 г. N ВАС-6330/12 "О прекращении производства по делу"
Текст определения официально опубликован не был
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 ноября 2012 г. N 10141/12 настоящее определение оставлено без изменения