Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирюшиной В.Г., судей Александрова В.Н., Юхнея М.Ф., рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Удмуртавтотранс" (г. Ижевск) от 18.06.2012 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.08.2011, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.03.2012 по делу N А71-5279/2011,
УСТАНОВИЛА:
Администрация муниципального образования "Можгинский район" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 11.04.2011 и предписания от 29.03.2011 в части признания администрации нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при установлении в конкурсной документации на право заключения договоров на выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения муниципального образования "Можгинский район", утвержденной 19.08.2010 Главой администрации, таких критериев оценки, как "средний срок эксплуатации автобусов", "опыт перевозчика в осуществлении пассажирских перевозок".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Такси 058" и открытое акционерное общество "Удмуртавтотранс" в лице Можгинского филиала (далее - общество "Удмуртавтотранс").
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 16.03.2012 решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций общество "Удмуртавтотранс" просит указанные судебные акты отменить в части признания администрации нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части по установлению в конкурсной документации к конкурсу на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения муниципального образования "Можгинский район", утвержденной 19.08.2010 Главой администрации, такого критерия оценки, как "средний срок эксплуатации автобусов", и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучение принятых по делу судебных актов показало, что суды исходили из конкретных обстоятельств дела и доводов лиц, участвующих в деле, которым дана соответствующая правовая оценка. При рассмотрении заявления администрации суды руководствовались действующим законодательством, в том числе нормами Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Судами установлено, что 19.08.2010 Главой администрации утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения муниципального образования "Можгинский район".
Разделом 11.11 "Рассмотрение, оценка и сопоставление конкурсных предложений" Положения о проведении открытого конкурса установлены оценочные показатели определения победителя, в том числе: средний срок эксплуатации автобусов до 3-х лет - 7 баллов, от 3 до 5 лет - 6 баллов, от 5 до 7 лет - 5 баллов, свыше 7 лет - 3 балла; опыт перевозчика в осуществлении пассажирских перевозок (определяется по дате выдачи первой лицензии) - 0 лет - 0 баллов, до 1 года - 3 балла, от 1 до 3 лет - 10 баллов, от 3 лет до 10 лет - 15 баллов, свыше 10 лет - 20 баллов; соблюдение требований охраны окружающей среды - наличие экологического паспорта - 10 баллов, наличие разрешения на предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы загрязненной воды - 10 баллов, отсутствие указанных документов - минус 10 баллов.
Общество с ограниченной ответственностью "Такси 058" 28.10.2010 обратилось в антимонопольный орган с жалобой на нарушение администрацией антимонопольного законодательства при проведении данного конкурса.
По результатам проверки указанной жалобы антимонопольным органом возбуждено дело N ТГ 08-02/2011-05 и решением от 11.04.2011 антимонопольный орган признал администрацию нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части установления в конкурсной документации на право заключения договоров на выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения муниципального образования "Можгинский район" таких критериев оценки, как "средний срок эксплуатации автобусов", "опыт перевозчика в осуществлении пассажирских перевозок", "наличие экологического паспорта", и в части дифференцированной оценки предложений участников конкурса по указанным критериям. На основании указанного решения администрации выдано предписание от 29.03.2011 об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали, что действия администрации по дифференцированной оценке участников конкурса по критерию "срок эксплуатации транспортных средств" в части присвоения разного количества баллов технически исправным автотранспортным средствам, отвечающим всем требованиям действующего законодательства, пригодным для безопасной перевозки пассажиров, и новым автотранспортным средствам с меньшим сроком эксплуатации могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке оказания услуг по пассажирским перевозкам.
С учетом положений части 1 статьи 17 и части 4 статьи 18 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" суды сделали вывод о том, что транспортные средства, независимо от срока их эксплуатации, прошедшие в установленном действующим законодательством порядке технический осмотр, техническое обслуживание (ремонт), могут использоваться для перевозки пассажиров наравне с новыми транспортными средствами, если по своим техническим характеристикам отвечают требованиям, нормам и правилам, предъявляемым к автотранспортным средствам действующим законодательством.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, не усматривается.
Рассмотрев заявление общества "Удмуртавтотранс", коллегия судей полагает, что содержащиеся в нем доводы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, частью 8 статьи 299, статьей 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
в передаче дела N А71-5279/2011 Арбитражного суда Удмуртской Республики в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.08.2011, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.03.2012 отказать.
Председательствующий судья |
В.Г. Кирюшина |
Судьи |
В.Н. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2012 г. N ВАС-9063/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9063/12
10.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9063/12
16.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1142/12
25.11.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11233/11