Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А.и судей Ксенофонтовой Н.А., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" от 16.05.2012 б/н о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2011 по делу N А56-81928/2009 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.03.2012 по тому же делу по иску предприятия "Росморпорт" (далее - предприятие) к обществу с ограниченной ответственностью "Транс-Лог" (правопреемнику общества с ограниченной ответственностью "Транспорт и Логистика" (далее - общество) о взыскании 6 418 863 рублей 48 копеек задолженности за оказанные услуги по оплате портовых сборов по договору от 01.03.2008 N А-104/08с теплохода "Транслюбека" за период с 01.08.2008 по 31.08.2009 и теплохода "Трансевропа" за период с 17.02.2009 по 31.08.2009.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2010, исковое требование предприятия удовлетворено в полном объеме.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 29.09.2010, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменил. Дело направил на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2011 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2011 решение суда первой инстанции от 09.09.2011 отменено. Исковое требование предприятия удовлетворено в полном объеме.
Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа постановлением от 26.03.2012 постановление суда апелляционной инстанции от 14.12.2011 отменил. Решение суда первой инстанции от 09.09.2011 оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре решения суда первой инстанции от 09.09.2011 и постановления кассационного суда от 26.03.2012 в порядке надзора предприятие ссылается на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, существенное нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель обосновывает свои требования следующими основными доводами: свидетельства о безопасности пассажирского судна не являются допустимыми доказательствами для определения порядка исчисления портовых сборов; принадлежность судов к накатным в целях исчисления портовых сборов уже установлена вступившими в законную силу судебными актами по другому делу; ставки портовых сборов дифференцируются в зависимости от типов судов, параметром для определения которых является основное назначение и фактическое использование судна в морском порту.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Кодекса.
Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в соответствии с частью 1 статьи 304 Кодекса являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
Рассмотрев доводы заявителя и изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в виду следующего.
Между предприятием и обществом (агентом) заключен договор на оказание услуг по обеспечению судоходства и пребывания судна(ов) в морских портах N А-104/08 01.03.2008 (далее - договор), по условиям которого предприятие приняло на себя обязательства по оказанию комплекса услуг агентируемым обществом судам по обеспечению судоходства и пребывания в Большом порту Санкт-Петербурга, а агент обязался осуществлять действия, связанные с перечислением причитающихся предприятию портовых сборов.
Согласно пункту 3.1 договора агент обязался оплачивать услуги предприятия в размерах и порядке, предусмотренном действующими ставками портовых сборов в морских портах Российской Федерации и правилах их применения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 20.12.2007 N 522-т/1 "Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации".
В спорные периоды общество осуществляло агентское обслуживание морских линейных судов, работающих на линии загранплавания "TRANSRUSSIAEXPRESS", в том числе теплоходов "Транслюбека" и "Трансевропа" (далее - теплоходы) плавающих под флагом Германии.
При расчете портовых сборов за услуги по договору предприятие применяло ставки портовых сборов, предусмотренные для накатных судов, указанных в таблице 11.1 приложения N 1 к приказу, однако, выставленные предприятием счета за каждый судозаход теплоходов, оплачивались обществом частично, поскольку общество полагало, что должно оплачивать портовые сборы по ставкам, предусмотренным для пассажирских судов.
Полагая, что для оплаты портовых сборов должны были применяться ставки, предусмотренные для накатных судов, предприятие, сочло, что общество необоснованно оплачивало портовые сборы по заниженным ставкам, что и послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Отказывая в удовлетворении искового требования предприятия, суд первой инстанции исходил из того, что представленные в материалы дела документы содержат сведения о количестве пассажирских мест и подтверждают, что теплоходы по своему классу является пассажирским РО-РО паромами. Следовательно, указанные теплоходы для расчета размера портовых сборов можно считать пассажирскими накатными (РО-РО) паромами Из этого следует, что исчисление портовых сборов для указанных теплоходов, как для накатных без учета категории "пассажирский"не соответствует представленным судовым документам и положениям международных договоров. Факты того, что указанные теплоходы осуществляли в Морском порту Санкт-Петербурга посадку и высадку пассажиров, а не грузовые операции, подтверждается дисбурсментскими счетами.
Суд кассационной инстанции, отменяя постановление суда апелляционной инстанции и оставляя решение суда первой инстанции без изменения, согласился с выводами суда первой инстанции.
Коллегия судей полагает, что суды первой и кассационной инстанции не учли следующее.
Общество осуществляло агентское обслуживание теплоходов, плавающих под флагом Германии.
Согласно пункту 3 статьи 4 Кодекса торгового мореплавания перевозки и буксировка в каботаже и иная деятельность могут осуществляться судами, плавающими под флагом иностранного государства, в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В случаях, когда международным договором устанавливается национальный режим, иностранные суда пользуются в портах другого государства тем же режимом, что и отечественные суда.
В соответствии со статьей 2 Статута о международном режиме морских портов 1923 года при условии взаимности каждое Договаривающееся Государство обязуется обеспечить судам любого другого Договаривающегося Государства обращение, равное тому, которым пользуются его собственные суда или суда любого другого государства в морских портах, находящихся под его суверенитетом или властью, в отношении свободы доступа в порт и его использования, а также полного пользования льготами, которые он предоставляет для судоходства и коммерческих операций их судам, их товарам и их пассажирам. Установленное таким образом равенство обращения распространяется на всякого рода льготы, касающиеся предоставления мест у причалов, выгрузки и погрузки, а также всякого рода пошлин и сборов, взимаемых от имени или для правительства, официальных властей, концессионеров или всякого рода учреждений.
Согласно статье 8 Соглашения между Правительством Федеративной Республики Германии и Правительством Союза Советских Социалистических Республик о морском судоходстве (заключено в г. Бонне 07.01.1991; Россия как правопреемник СССР является стороной данного Соглашения; (далее - Соглашение от 07.01.1991) каждая Договаривающаяся Сторона предоставит судам другой Договаривающейся Стороны такое же обращение, как и своим судам, в отношении свободного доступа в порты, предоставления мест у причала, использования портов для погрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки пассажиров, уплаты корабельных, портовых и других сборов и использования услуг, предназначенных для морского судоходства.
Таким образом, для судов, плавающих под флагом Германии, установлен национальный режим, который предполагает, в том числе, равные с российскими судами уплату корабельных, портовых и других сборов и использование услуг, предназначенных для морского судоходства.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, и иных услуг (часть 1). Правила оказания услуг в морском порту представляют собой изданные в установленном порядке нормативные правовые акты, которые регулируют оказание услуг в морском порту и являются обязательными для участников правоотношений, регулируемых данными правилами (часть 2).
В соответствии со статьей 19 Закона о морских портах оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему осуществляется на платной основе (портовые сборы).
Портовые сборы подлежат уплате администрации морского порта, хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту (часть 2 статьи 19 Закона о морских портах).
Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Ставки портовых сборов и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях (части 3 и 4 статьи 19 Закона о морских портах).
Ставки портовых сборов и правила их применения установлены приказом Федеральной службы Российской Федерации по тарифам от 20.12.2007 N 522-т/1 "Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации" (далее - Приказ N 522-т/1).
Согласно пункту 1.1 Правил применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации (приложение 2 к Приказу N 522-т/1; далее - Правила) ставки портовых сборов (сборов с судов) применяются для расчетов за услуги по использованию инфраструктуры, обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морских портах (перегрузочных комплексах) Российской Федерации и на подходах к ним.
Портовые сборы оплачивают российские и иностранные суда, заходящие в порт, выходящие из порта, а также суда, проходящие акваторию порта транзитом (пункт 1.2 Правил).
Ставки сборов с судов в морских портах Российской Федерации установлены для российских судов в загранплавании и иностранных судов, а также для российских судов в каботажном плавании и дифференцируются по типам судов: все суда, кроме накатных, наплавных, контейнеровозов и наливных; накатные, наплавные суда и контейнеровозы; наливные суда (пункт 1.3 Правил).
Тип судна и его специализация определяются судовыми документами (пункт 1.4 Правил), основной перечень которых определен статей 25 Кодекса торгового мореплавания.
Статьей 30 Кодекса торгового мореплавания предусмотрено,что признание судовых документов судна, плавающего под флагом иностранного государства и посещающего морские порты Российской Федерации, осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации.
В силу статьи 10 Соглашения от 07.01.1991 выданные или признаваемые одной из Договаривающихся Сторон и находящиеся на борту судовые документы будут признаваться и другой Договаривающейся Стороной. Суда одной Договаривающейся Стороны, снабженные должным образом выданными документами об обмере судов, освобождаются от нового обмера в портах другой Договаривающейся Стороны. Эти документы будут приниматься за основу при исчислении портовых сборов.
Как указано выше, определение ставки портовых сборов, в соответствии с пунктом 1.3. Правил зависит от типа судна, что обусловлено особенностями их функционального назначения и фактического использования, а именно особыми условиями их обслуживания в морском порту (в том числе на специально оборудованных причалах).
Исходя из разъяснений Главного управления Российского морского регистра судоходства от 07.06.2000 N 007-2.1-8551, тип судна представляет собой категорию, относящуюся к статистическому учету, и характеризует главным образом назначение и использование судна.
В Правилах классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства, а также согласно разъяснениям Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 11.03.2008 N ЕВ-1192/1, под накатным судном понимается судно, специально предназначенное для перевозки различной колесной техники (автомобилей, железнодорожного подвижного состава, гусеничной техники, трейлеров с грузом и без груза), грузовые операции на котором производятся преимущественно горизонтальным способом (накатом).
В подтверждение класса (типа) теплохода "Транслюбека" (регистрационный N 032780, номер ИМО 8706040) представлены классификационное свидетельство (Certificate of Class) от 17.10.2005, действительное по 30.11.2010, сертификат безопасности пассажирского судна (Passenger Ship Safety Certificate) от 19.12.2007 со сроком действия по 30.11.2008, а также международное свидетельство о тоннаже судна (International Tonnage Certificate) от 28.04.2009. В подтверждение класса (типа) теплохода "Трансевропа" (регистрационный N 091501, номер ИМО 9010175) представлены свидетельство класса судна сроком действия с 01.06.2005 по 31.05.2010, сертификат безопасности пассажирского судна, осуществляющего международные рейсы малой протяженности.
Названные документы определяют класс (тип) теплоходов как "Ro-Ro passenger". Согласно имеющимся в деле разъяснениям федерального государственного учреждения "Российский морской регистр судоходства", на которое в силу статей 24, 29 Кодекса торгового мореплавания возложена обязанность технического надзора и классификации судов, обозначение "Ro-Ro" (Roll on Roll off) по общепринятой классификации судов означает накатное судно.
Таким образом, теплоходы являются накатными судами, в том числе, для целей взимания портовых сборов.
В данном случае возможность перевозки судном пассажиров, удостоверенная сертификатом безопасности пассажирского судна, сама по себе не изменяет подтвержденного надлежащими доказательствами класса судна и основного назначения судна, используемого в качестве накатного (грузового). В графике захода пассажирских судов в Санкт-Петербург в навигации 2008 и 2009 года спорные суда не значатся, но, напротив, закреплены на линии загранплавания "TransRussiaExpress" в качестве судов перевозящих грузы, о чем свидетельствуют сведения о количестве перевозимых грузов, а также обслуживаются в специально оборудованных причалах в Большом Порту Санкт-Петербург. Материалами дела также подтверждается, что судна действительно использовались обществом для грузоперевозок. Так, в частности в заявке от 28.01.2009, в которой общество просило принять на линию паром "Трансевропа" вместо теплохода "Глобал Фрайтер", указано на то, что судно "Трансевропа" может принимать до 3 000 погонных метров накатных грузов. При этом судно делало пробный заход в порт Санкт-Петербург как линейное судно в ноябре 2007 года для проверки, в том числе возможности быстрого проведения погрузо-разгрузочных работ. Кроме того, ответчик не оспаривал, что оба судна обслуживаются в Большом порту Санкт-Петербурга на грузовых причалах РО-РО. Согласно свидетельствам о посещении судном порта и лоцманской проводке целью захода судов являлись именно грузовые операции, в связи с чем перечисленные в совокупности документы свидетельствуют об использовании ответчиком в значимый период времени спорных судов только в качестве накатных. Одновременно никаких доказательств о совершении им пассажирских перевозок в рамках судебного разбирательства не представлено.
При таких обстоятельствах суд признает наличие предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для передачи дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для определения единообразного толкования и применения норм права по вопросу о подтверждении наличия обязательственных отношений по международной перевозке груза.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 300, 304 процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А56-81928/2009 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области для пересмотра в порядке надзора решения от 09.09.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.03.2012 по тому же делу.
Направить копии настоящего определения, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" от 16.05.2012 б/н о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2011 по делу N А56-81928/2009 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.03.2012 по тому же делу в срок до 21 сентября 2012 года.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2012 г. N ВАС-6829/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А76-28315/2008
Истец: ОАО "Уралсвязьинформ" в лице Челябинского филиала электросвязи, ОАО "Уралсвязьинформ"
Ответчик: ООО "ЭЛЛИПС-КОМ"
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 6829/12
13.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6829/12
18.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6829/12
13.06.2012 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-81928/09
26.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9156/10
14.12.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18747/11
12.04.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5540/11
29.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9156/2010
15.09.2010 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9156/2010
06.08.2010 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9156/2010
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 6829/12
13.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6829/12
18.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6829/12
13.06.2012 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-81928/09
26.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9156/10
14.12.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18747/11
12.04.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5540/11
29.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9156/2010
15.09.2010 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9156/2010
06.08.2010 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9156/2010