Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Ксенофонтовой Н.А., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.12.2011 по делу N А01-1285/2011, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.06.2012 по тому же делу по иску администрации муниципального образования "Город Майкоп" (далее - администрация) к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея о взыскании 1 291 200 рублей расходов, образовавшихся в связи с приобретением во исполнение решения суда общей юрисдикции квартиры семье, нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Адыгея.
Суд установил: решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.12.2011 исковое требование удовлетворено.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2012 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 08.06.2012 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что решением Майкопского районного суда от 10.06.2010 по делу N 2-1330/2010 на администрацию возлагалась обязанность предоставить Василенко Л.Г., в составе семьи которой имеется ребенок-инвалид, жилое помещение общей площадью не менее 42 кв. м и заключить с ней договор социального найма.
Решение суда общей юрисдикции основано на положениях статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Судебными инстанциями по настоящему делу установлено, что администрация, исполняя решение Майкопского районного суда, приобрела двухкомнатную квартиру площадью 47,7 кв. м и заключила с Василенко Л.Г. договор социального найма, передав ей данную квартиру в бессрочное пользование.
Денежные средства в размере 1 291 200 рублей на обеспечение жильем семьи Василенко Л.Г. выплачены из городского бюджета, что ответчиком не оспаривается.
Указывая, что данная сумма фактически является ее расходами, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Судами установлено, что администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения семье инвалида, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий администрации за счет средств казны Российской Федерации не компенсировал.
Поскольку исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, администрация не могла отказать Василенко Л.Г. в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств.
Доказательств того, что Российской Федерацией субъекту - Республике Адыгея или органу местного самоуправления - в спорный период выделены финансовые средства на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, Минфином России не представлено.
Удовлетворяя исковое требование, суды руководствовались положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Жилищным кодексом Российской Федерации, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 1563-О-О, статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Довод Минфина России о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство регионального развития Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета, несостоятелен. В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации указанный государственный орган несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. Доказательств того, что Министерству регионального развития Российской Федерации выделено достаточное е количество денежных средств на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, не представлено.
Кроме того, обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу установлен факт противоправности действий (бездействия) Минфина России, выразившийся в неисполнении обязанностей по компенсации истцу затрат, связанных с выплатой денежных средств для приобретения жилья семье инвалида.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А01-1285/2011 Арбитражного суда Республики Адыгея в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 01.12.2011, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.06.2012 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 августа 2012 г. N ВАС-10637/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А01-1285/2011
Истец: Администрация муниципального образования "Город Майкоп"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов РФ - Управление Федерального казначейства по Республике Адыгея, Управление Федерального казначейства по Республике Адыгея (Адыгея)
Третье лицо: Министерство финансов Республики Адыгея
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10637/12
31.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10637/12
07.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2872/12
28.02.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-989/12
12.01.2012 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-117/12
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10637/12
31.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10637/12
07.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2872/12
28.02.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-989/12
12.01.2012 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-117/12