Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Борисовой Е.Е.
судей Медведевой А.М., Моисеевой Е.М.
рассмотрела заявление открытого акционерного общества "Тарманское-Западное" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тюменской области от 11.01.2012 по делу N А70-642/2011, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.07.2012 по тому же делу,
по иску открытого акционерного общества "Тарманское-Западное" (пос. Новотарманский Тюменской области) к администрации Новоторманского муниципального образования Тюменского района (пос. Новотарманский Тюменской области) о признании права собственности отсутствующим, обязании передать помещение по акту; по встречному иску о признании права собственности отсутствующим, признании плана приватизации недействительным в части и признании недействительной сделки приватизации в части.
Третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Департамент имущественных отношений Тюменской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Тарманское-Западное" (далее - общество "Тарманское-Западное") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Администрации Новотарманского муниципального образования Тюменского района (далее - администрация) о признании отсутствующим права собственности Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области на здание общей площадью 1 365 кв. м, расположенное по адресу: Тюменская область, Тюменский район, поселок Новотарманский, улица Центральная, дом 56 и обязании его передачи обществу "Тарманское-Западное".
Определением суда от 07.11.2011 дело настоящее дело объединено с делом N А70-6438/2011 по иску администрации к обществу "Тарманское-Западное", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании недействительным плана приватизации торфопредприятия "Тарманское-Западное", согласованного и утвержденного в 1995 году, в части содержания в составе приватизируемого имущества здания торгового центра по адресу: Тюменская область, Тюменский район, поселок Новотарманский, улица Центральная, дом 56; о признании недействительной сделки приватизации в части передачи прав собственности обществу "Тарманское-Западное" на здание торгового центра; о признании отсутствующим права собственности общества "Тарманское-Западное" на здание торгового центра.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.01.2012 производство по делу в части исковых требований общества "Тарманское-Западное" об обязании передать здание прекращено в связи с отказом от иска в данной части. В оставшейся части исковые требования общества "Тарманское-Западное" о признании отсутствующим права собственности Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области на объект недвижимости (здание торгового центра) общей площадью 1 365 кв. м, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, поселок Новотарманский, улица Центральная, дом 56, оставлены без удовлетворения. Прекращено производство по делу в части встречных исковых требований администрации о признании недействительным плана приватизации торфопредприятия "Тарманское-Западное", согласованного и утвержденного в 1995 году, в части содержания в составе приватизируемого имущества здания торгового центра; о признании недействительной сделки приватизации в части передачи прав собственности обществу "Тарманское-Западное" на здание торгового центра в связи с отказом от иска. Встречные исковые требования администрации к обществу "Тарманское-Западное" в остальной части удовлетворены: признано отсутствующим право собственности общества "Тарманское-Западное" на торговый центр.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 12.07.2012 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов общество "Тарманское-Западное" просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права и неполное исследование обстоятельств спора.
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами, право собственности на нежилое здание (торговый центр) общей площадью 1 387,9 кв. м, расположенное по адресу: Тюменская область, Тюменский район, поселок Новотарманский, зарегистрировано за обществом "Тарманское-Западное", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.08.2009.
Основанием для государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости послужил план приватизации государственного торфопредприятия "Тарманское-Западное", утвержденный приказом Комитета по управлению государственным имуществом в Тюменской области от 14.08.1995 N 151/05.
Однако впоследствии в отношении того же объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право муниципальной собственности. Данное право зарегистрировано как ранее возникшее в соответствии с регистрационным удостоверением от 26.01.1998 серии ТР N 1805, выданным МУ БТИиР Тюменского района, и выпиской из реестра муниципального имущества Новотарманского муниципального образования.
Ссылаясь на то, что здание торгового центра передано ему в порядке приватизации, а потому государственную регистрацию права муниципальной собственности на этот объект нельзя признать правомерной, общество "Тарманское-Западное" обратилось в суд с настоящим иском. В свою очередь, оспаривая зарегистрированное право общества "Тарманское-Западное" на недвижимое имущество, администрация указывает на нахождение торгового центра в муниципальной собственности.
По результатам рассмотрения заявленных по делу требований суды пришли к выводу о том, что спорное здание в числе иного имущества торгового центра было передано государственным торфопредприятием "Тарманское-Западное" (правопредшественником общества "Тарманское-Западное") в ведение Новотарманского сельского Совета на баланс Новотарманского муниципального производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия в 1993 году еще до начала его преобразования в одноименное общество. Исходя из того, что при изложенных обстоятельствах данный объект недвижимости не вошел в состав подлежащего приватизации государственного имущества, суды констатировали отсутствие надлежащих правовых оснований для возникновения у общества "Тарманское-Западное" права собственности на здание торгового центра.
Вывод о том, что государственное торфопредприятие "Тарманское-Западное" на момент утверждения плана приватизации не располагало названным имуществом сделан судами на основании оценки собранных по делу доказательств, в том числе, акта от 01.02.1993 о передаче имущества и решения Тюменского областного Совета народных депутатов от 17.02.1993 N 28 "О формировании муниципальной собственности Тюменского района", которым утвержден Перечень предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность Тюменского района.
Принимая во внимание назначение и фактические использование данного имущества суды со ссылкой на положения постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 указали, что здание торгового центра подлежало отнесению к муниципальной собственности. В этой связи действия государственного торфопредприятия "Тарманское-Западное" по фактической передаче имущества муниципальному образованию соответствовали положениям названного постановления, определившим критерии разграничения государственной собственности.
Кроме того, судами также установлено, что общество "Тарманское-Западное" не владеет названным имуществом начиная с 1993 года, т.е. с того момента когда объект недвижимости был предоставлен в муниципальную собственность. Поскольку общество "Тарманское-Западное" утратило владение спорным имуществом в 1993 году, суды с учетом соответствующего заявления администрации пришли к выводу о пропуске этим лицом срока исковой давности по заявленному требованию, что в соответствии со статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Так как общество "Тарманское-Западное" не приобрело права собственности на торговый центр, а требование об оспаривании зарегистрированного права муниципальной собственности заявлено им за пределами срока исковой давности, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения соответствующего иска.
Вместе с тем, констатировав факт возникновения права муниципальной собственности на этого здание в силу закона, суды, применив пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" признали подлежащим удовлетворению иск администрации, направленный на исключение из ЕГРП недостоверной записи о праве общества "Тарманское-Западное" на это имущество. В связи с тем, что администрация владеет этим имуществом, суды рассмотрели поданный ею иск как негаторное требование (статья 208 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств спора, поэтому не могут быть приняты во внимание при решении вопроса о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А70-642/2011 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Тюменской области от 11.01.2012, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.07.2012 отказать.
Председательствующий судья |
Е.Е. Борисова |
Судьи |
А.М. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 августа 2012 г. N ВАС-10804/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А70-642/2011
Истец: ОАО "Тарманское-Западное", ОАО "Тарманское-Западное" (Представитель Кошкаров В. В.)
Ответчик: Администрация Новотарманского муниципального образования Тюменского района
Третье лицо: Восьмой Апелляционный Арбитражный суд, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (Управление Росреестра по ТО)
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10804/12
06.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10804/12
12.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5081/11
12.04.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1465/12
11.01.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-642/11
26.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5081/11
01.08.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4310/11
22.04.2011 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-642/11