Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 2012 г. N ВАС-13676/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирюшиной В.Г., судей Чистякова А.И., Юхнея М.Ф., рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 19.09.2012 N 8441 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 18.01.2012, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.07.2012 по делу N А19-18645/2011,
УСТАНОВИЛА:
Министерство здравоохранения Иркутской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 12.08.2011 N 601.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по государственному заказу Иркутской области, открытое акционерное общество "Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18.01.2012 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 10.07.2012 решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций антимонопольный орган просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного министерством требования, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучение принятых по делу судебных актов показало, что суды исходили из конкретных обстоятельств дела и доводов лиц, участвующих в деле, которым дана соответствующая правовая оценка. При рассмотрении заявления министерства суды руководствовались действующим законодательством, в том числе нормами Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Судами установлено, что антимонопольным органом проведена проверка документации об аукционах на право заключения государственных контрактов на поставку лекарственных средств для лечения сахарного диабета (инсулины) в Иркутской области.
В ходе проверки установлено, что в Иркутской области в 2011 году закупки лекарственных средств для лечения сахарного диабета (инсулины) осуществлялись путем проведения аукционов, в том числе открытого аукциона от 24.02.2011 N 90-ОА/11 на поставку лекарственных препаратов для обеспечения граждан Иркутской области в рамках реализации Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 106-оз "О социальной поддержке отдельных групп населения в оказании медико-социальной помощи в Иркутской области" на 2011 (лот N 11).
Уполномоченным органом на проведение торгов являлось Агентство по государственному заказу Иркутской области, министерство - государственным заказчиком.
По результатам рассмотрения заявок на участие в названном открытом аукционе по лоту N 11 (Поставка лекарственных средств для лечения сахарного диабета) допущены к участию в аукционе и признаны участниками аукциона следующие участники размещения заказа: открытое акционерное общество "Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база", закрытое акционерное общество "РОСТА", общество с ограниченной ответственностью "Иркутск БиоФарм".
Победителем аукциона по лоту N 11 признано открытое акционерное общество "Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база".
В ходе проведенной проверки аукционной документации антимонопольным органом установлено, что в один лот на поставку инсулиносодержащих препаратов включены различные торговые наименования лекарственных средств.
Антимонопольным органом принято решение от 12.08.2011 N 601 о признании министерства нарушившим часть 1, часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части осуществления заказчиком ограничивающих конкуренцию действий (способных привести к ограничению конкуренции действий) по объединению в один лот аукциона N 90-ОА/11 на поставку лекарственных препаратов для обеспечения граждан Иркутской области в рамках реализации Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 106-оз "О социальной поддержке отдельных групп населения в оказании медико-социальной помощи в Иркутской области" на 2011 (лот N 11) лекарственных средств для лечения сахарного диабета (инсулины) разных торговых наименований, что существенно сужает круг участников, способных предложить более низкую цену на поставку лекарственных средств.
Удовлетворяя заявленное требование, суды сделали вывод о недоказанности наличия в действиях министерства нарушений части 1 и части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суды исходили из того, что все инсулины являются одноименными товарами, которые отличаются друг от друга незначительными особенностями, не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению, что предполагает их аналогичность и взаимозаменяемость, в связи с чем объединение указанных препаратов в один лот является допустимым и не повлекло ущемления прав и законных интересов участников аукциона. При этом суды руководствовались Перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 N 665 (далее - Перечень лекарственных препаратов N 665), а также Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.12.2010 N 601.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, не усматривается.
Рассмотрев заявление антимонопольного органа, коллегия судей полагает, что содержащиеся в нем доводы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, частью 8 статьи 299, статьей 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
в передаче дела N А19-18645/2011 Арбитражного суда Иркутской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 18.01.2012, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.07.2012 отказать.
Председательствующий судья |
В.Г. Кирюшина |
Судьи |
А.И. Чистяков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 2012 г. N ВАС-13676/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А19-18645/2011
Истец: Министерство здравоохранения Иркутской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, УФАС по Иркутской области
Третье лицо: Агентство по государственному заказу Иркутская область, Агентство по государственному заказу Иркутской области, ЗАО "РОСТА", ОАО "Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база" (ИООСАБ), ООО "Иркутск БиоФарм"
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13676/12
08.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13676/12
10.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2663/12
10.04.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-889/12