Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Е.Ю. Валявиной, судей Д.И. Дедова, С.В. Сарбаша рассмотрела в судебном заседании заявления общества с ограниченной ответственностью "Волгоградоблэлектросбыт" (г. Волгоград) от 31.08.2012 N 780 и министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (г. Волгоград) от 27.08.2012 N УРТ-09/2249 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Волгоградской области от 03.02.2012 по делу N А12-21317/2011, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.08.2012 по тому же делу
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (г. Волгоград; далее - общество "Волгоградэнергосбыт") о признании незаконным бездействия Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (в дальнейшем заменено в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области; далее - управление, министерство) и обязании министерство принять решение о лишении общества с ограниченной ответственностью "Волгоградоблэлектросбыт" (далее - общество "ВОЭС") статуса гарантирующего поставщика и внести изменения в постановление управления от 12.10.2006 N 15/2 "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Волгоградской области" путем исключения пункта 3 приложения, устанавливающего зону деятельности гарантирующего поставщика общества "ВОЭС" и изменения зоны деятельности общества "Волгоградэнергосбыт" в качестве гарантирующего поставщика за счет присоединения зоны деятельности общества "ВОЭС".
Другие лица, участвующие в деле: Федеральная служба по тарифам Российской Федерации (г. Москва; далее - ФСТ России).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.02.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.08.2012, заявленные требования удовлетворены, суд обязал министерство принять решение о лишении общества "ВОЭС" статуса гарантирующего поставщика.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество "ВОЭС" и министерство просят принятые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение единообразия в толковании и применении норм права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением управления от 12.10.2006 N 15/2 "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Волгоградской области" обществу "ВОЭС" присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с подпунктом "б" пункта 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) (в редакции, действовавшей до 01.01.2010).
Пунктом 40 Правил N 530 предусмотрена необходимость получения организацией, статус гарантирующего поставщика которой присвоен в соответствии с подпунктом "б" или "в" пункта 36, права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, с 1 января очередного года, но не позднее 1 января 2010 г. В противном случае она лишается статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности с 1 января 2010 г.
Согласно пункту 41 Правил N 530 указанная в пункте 40 организация не может быть лишена статуса гарантирующего поставщика, если будет доказано, что право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке не получено такой организацией в результате нарушения органами или организациями, на основании решений и (или) действий которых предоставляется такое право, установленного порядка предоставления права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке.
Удовлетворяя заявленное требование, суды пришли к выводу о том, что такие доказательства ни обществом "ВОЭС", ни управлением представлены не были.
Суды указали, что бездействие управления по непринятию решения о лишении общества "ВОЭС" статуса гарантирующего поставщика противоречит пункту 40 Правил N 530 и нарушает права общества "Волгоградэнергосбыт" на изменение зоны его деятельности в качестве гарантирующего поставщика, что напрямую связано с экономическими интересами истца в сфере предпринимательской деятельности.
Кроме того, восстанавливая пропущенный обществом "Волгоградэнергосбыт" срок на подачу заявления о признании незаконным бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, суд первой инстанции исходил из следующего. Согласно письму от 07.05.2010 N УРТ-04/475 управление уведомило истца о получении предписания ФСТ России в срок до 25.05.2010 осуществить лишение общества "ВОЭС" статуса гарантирующего поставщика и о предложении обществу "Волгоградэнергосбыт" подтвердить готовность принять на обслуживание потребителей общества "ВОЭС". Указанное предложение истцом выполнено, однако после 25.05.2010 управлением решение о лишении статуса гарантирующего поставщика общества "ВОЭС" принято не было. При этом с 25.05.2010 до 16.11.2011 (дата подачи заявления в арбитражный суд) между истцом и управлением велась переписка по вопросу принятия на обслуживание потребителей общества "ВОЭС". Как указал суд первой инстанции, переписка сторон свидетельствует о выполнении истцом всех требований управления и о немотивированном безосновательном уклонении управления от принятия спорного решения.
Суды апелляционной и кассационной инстанции согласились с указанными выводами суда первой инстанции.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) порядок получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии на оптовом рынке и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются правилами оптового рынка.
Согласно пункта 3 статьи 33 Закона об электроэнергетике Совет рынка осуществляет определение порядка ведения и ведение реестра субъектов оптового рынка, принятие решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка.
Согласно письму некоммерческого партнерства "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии единой энергетической системы" от 09.04.2008 N 01-02/08-6774 общество "ВОЭС" внесено в раздел 2.3 (гарантирующие поставщики) Реестра субъектов оптового рынка под регистрационным номером 2.3.0268.
Пунктом 19(1) Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 (далее - Правила N 643), установлено, что субъекты оптового рынка, указанные в пунктах 18 и 18(1) настоящих Правил, могут участвовать в торговле электрической энергией и (или) мощностью на оптовом рынке только при наличии принятых в их отношении по соответствующим группам точек поставки балансовых решений, предусмотренных пунктами 18 и 18(1) настоящих Правил, вступивших в силу.
Пунктом 27 Правил N 643 предусмотрено, что балансовые решения в отношении покупателей электрической энергии (мощности), включенных в реестр субъектов оптового рынка, принимаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 10 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 04.09.2007 N 225-э/4 (далее - Сводный прогнозный баланс), энергоснабжающие, энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации разрабатывают предложения по формированию сводного прогнозного баланса в увязке с экономическими показателями и направляют их в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на согласование. Последние при взаимодействии с системным оператором проверяют соответствие разработанных вышеназванными организациями предложений по формированию сводного прогнозного баланса требованиям пункта 13 настоящего порядка, формируют консолидированные по соответствующему субъекту Российской Федерации предложения по формированию сводного прогнозного баланса и направляют их в Федеральную службу по тарифам.
Согласно письму управления от 19.11.2010 N УРТ-01/2102, направленному в адрес ФСТ России, в отношении общества "ВОЭС" проведена оценка наличия (отсутствия) нарушений органами или организациями, на основании которых предоставляется право участия в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке (далее - ОРЭМ), и установлено следующее.
Решение о включении в предложения по формированию Сводного прогнозного баланса на уровне субъекта принимается с учетом возможных социально-экономических последствий для региона при выводе новых организаций на ОРЭМ. В свою очередь, решение регулирующего органа субъекта РФ о выводе новых организаций на ОРЭМ оказывает влияние на окончательное решение ФСТ России по включению организации в Сводный прогнозный баланс. При этом законодательством Российской Федерации не регламентирована методология оценки социально-экономических последствий для субъекта Российской Федерации при выводе новых организаций на ОРЭМ. При формировании Сводного прогнозного баланса на 2010 год управлением было отказано во включении общества "ВОЭС" именно по указанному выше основанию (пункт 4 приложения N 3 к постановлению управления от 24.04.2009 N 12/4). Законодательная неурегулированность действий регионального органа имела следствием создание для общества "ВОЭС" препятствия по выходу на ОРЭМ.
Общество "ВОЭС" обращалось в ФСТ России (письмо от 24.04.2009 N 339) с просьбой о рассмотрении, согласовании и принятия решения о включении объемов покупки электроэнергии (мощности) в Сводный прогнозный баланс на 2010 год в соответствии с пунктом 11 Порядка формирования сводного прогнозного баланса. При этом общество указывало на необоснованность несогласования управлением предложения общества "ВОЭС", что создало обществу препятствия со стороны управления. ФСТ России указанное обращение оставила без рассмотрения, балансовое решение в отношении общества не приняла.
Таким образом, управление письмом от 19.11.2010 N УРТ-01/2102 признало факт необоснованного несогласования в 2009 году предложения общества "ВОЭС" по формированию Сводного прогнозного баланса на 2010 год.
Так, в отношении управления и ФСТ России 29.11.2011 было возбуждено дело N 1 15/223-11 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в необоснованном несогласовании предложений общества "ВОЭС" по покупке электрической энергии и мощности с оптового рынка на 2010 год и нерассмотрении ФСТ России разногласий общества "ВОЭС" с управлением (решением ФАС России от 20.03.2012 управление и ФСТ России признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
Приказом ФСТ России от 26.07.2011 N 180-3/4 общество "ВОЭС" включено в Сводный прогнозный баланс на 2012 год.
Кроме того, препятствия, не позволившие обществу "ВОЭС" своевременно получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке были созданы, в том числе и незаконными действиями общества "Волгоградэнергосбыт", что подтверждается решениями Конфликтной комиссии при Наблюдательном совете НП "Совет рынка" по рассмотрению обращений (жалоб) на действия (бездействие) субъектов электроэнергетики, препятствующих доступу на оптовый рынок (далее - конфликтная комиссия) от 08.11.2007 и от 28.07.2011, которыми действия общества "Волгоградэнергосбыт" признаны не соответствующими правилам оптового рынка и договору о присоединении, препятствующими доступу общества "ВОЭС" на оптовый рынок. Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 28.12.2011 по делу N 11-01-10-04/695 общество "Волгоградэнергосбыт" признано нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бездействие управления, выразившееся в необоснованном непринятии решения о лишении общества "ВОЭС" статуса гарантирующего поставщика, соответствует положениям пункта 41 Правил N 530. Выводы судов о непредставлении управлением и обществом "ВОЭС" таких доказательств противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам.
Вывод судов о нарушении прав и законных интересов общества "Волгоградэнергосбыт" в виде недополученного дохода от сбытовой надбавки и нарушение его прав на изменение зоны его деятельности в качестве гарантирующего поставщика за счет присоединения зоны деятельности общества "ВОЭС" со ссылкой на пункт 58 Правил N 530 противоречит указанной норме.
Пункт 58 Правил N 530 предусматривает изменение границы зоны деятельности гарантирующего поставщика в исключительных случаях, например, включение территории, соответствующей зоне деятельности организации в качестве гарантирующего поставщика в случае лишения ее статуса гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 40 Правил N 530, в зону деятельности гарантирующего поставщика, определенного в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 настоящих Правил.
Таким образом, возможность присоединения границы зоны действия гарантирующего поставщика, лишенного указанного статуса, не может нарушать прав и законных интересов общества "Волгоградэнергосбыт".
Кроме того, восстанавливая пропущенный обществом "Волгоградэнергосбыт" срок на подачу заявления о признании незаконным бездействия управления, суд первой инстанции не учел следующее.
Общество "Волгоградэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с заявлением по истечении трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Общество "Волгоградэнергосбыт" знало о бездействии управления с 25.05.2010, поэтому на момент обращения с заявлением о признании бездействия незаконным (16.11.2011) срок подачи заявления был пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Поскольку оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, настоящее дело в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А12-21317/2011 Арбитражного суда Волгоградской области для пересмотра в порядке надзора решения от 03.02.2012, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.08.2012 по тому же делу.
2. Направить копии настоящего определения, заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора и прилагаемых к ним документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора в срок до 24.12.2012.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Валявина |
Судьи |
Д.И. Дедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 ноября 2012 г. N ВАС-12084/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А12-21317/2011
Истец: ОАО "Волгоградэнергосбыт"
Ответчик: Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области
Третье лицо: ООО "Волгоградоблэлектросбыт", Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по тарифам России
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9296/13
12.08.2013 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-21317/11
19.02.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 12084/12
19.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12084/12
18.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12084/12
17.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12084/12
05.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12084/12
16.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5553/12
22.05.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2235/12
03.02.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-21317/11