Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи В.В. Попова, судей Е.Е. Борисовой и Ю.В. Гросула рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью СК "Симбирский дом" (далее - ООО СК "Симбирский дом", общество) (г. Ульяновск) от 29.10.2012 N 114 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ульяновской области от 12.01.2012 по делу N А72-8446/2011 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.07.2012 по тому же делу по заявлению ООО СК "Симбирский дом" о признании недействительным отказа мэрии города Ульяновска в выдаче разрешения на строительство торгово-офисного центра по ул. Радищева между домами N 8 и N 14 в Ленинском районе города Ульяновска, выраженного в письме от 02.08.2011 N 4833-01, обязании ответчика выдать разрешение на строительство торгово-офисного центра по ул. Радищева между домами N 8 и N 14 в Ленинском районе города Ульяновска.
Третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Родина В.И.Ленина" (далее - ГИММЗ "Родина В.И. Ленина) (г. Ульяновск), Комитета Ульяновской области по культурному наследию (г. Ульяновск),
СУД УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2012 решение от 12.01.2012 отменено. Признан недействительным отказ мэрии города Ульяновска в выдаче разрешения на строительство торгово-офисного центра по ул. Радищева между домами N 8 и N 14 в Ленинском районе города Ульяновска, выраженный в письме от 02.08.2011 N 4833-01. Суд обязал мэрию города Ульяновска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции указал, что единственным основанием для обжалуемого отказа в выдаче разрешения на строительство письмом от 02.08.2011 N 4833-01 послужила несогласованность проекта в установленном порядке с ГИММЗ "Родина В.И. Ленина", не имеющего на это полномочий.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.07.2012 постановление от 19.04.2012 отменено, решение от 12.01.2012 оставлено в силе.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре оспариваемых судебных актов в порядке надзора общество указывает на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 АПК РФ.
Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу в соответствии со статьей 304 АПК РФ являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Как установлено судами, общество 09.09.2005 приобрело по договору купли-продажи земельный участок площадью 1000 м2, категория земель: земли поселений, адрес (местоположение): г. Ульяновск, ул. Радищева, между домами N 8 и N 14.
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано 05.10.2005 (кадастровый номер 73:24:040704:51, свидетельство серия 73АТ N 313990).
По заявлению общества глава города Ульяновска подготовил градостроительный план земельного участка по указанному адресу под строительство торгово-офисного центра, который выдан обществу 04.09.2008.
14.07.2011 общество направило главе г. Ульяновска заявление о выдаче разрешения на строительство торгово-офисного центра по указанному адресу.
Письмом от 02.08.2001 N 4833-01 исполняющий обязанности главы города Ульяновска отказал со ссылкой на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) обществу в выдаче разрешения на строительство объекта в связи с тем, что в нарушение условий, содержащихся в разделе 3 градостроительного плана земельного участка от 04.09.2008 N RU73304000-845, проект не согласован в установленном порядке с ГТММЗ "Родина В.И.Ленина".
Полагая данный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы общества, оно обратилось в суд с заявлением.
В рамках рассмотрения настоящего спора судами установлено, что спорный участок относится к землям историко-культурного назначения, так как находится в границах государственного историко-мемориального заповедника "Родина В.И.Ленина", являющегося объектом культурного наследия, включенного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.01.2008 N 84-Р в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Согласно части 3 статьи 22 решения Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 N 90 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске", градостроительные регламенты для зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования "Город Ульяновск" устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 N 256-П "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования "Город Ульяновск" (далее - Постановления N256-П), режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон.
В силу названного постановления, спорный земельный участок относится к зоне ЗРЗ Ф-2 - зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия федерального значения (музейный комплекс усадебной застройки) содержащей определенные запрещения и ограничения по строительству, в том числе, предусматривающей проведение историко-культурной экспертизы - аналогичные требования содержит и Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
Согласно статье 31 Закона N 73-ФЗ историко-культурная экспертиза проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается и запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В пределах охранной зоны объектов культурного наследия федерального (общероссийского) значения строительные и другие работы подлежат согласованию с федеральными и региональными организациями, специально уполномоченным в сфере сохранения, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (статьи 9, 9.1 Закона N 73-ФЗ).
Общество такого согласования не имело.
Отменяя постановление суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции указал, на то, что с учетом требований Закона N 73-ФЗ, Постановления N 256-П, общество обязано, даже при наличии положительного заключения государственной экспертизы проекта и отсутствия полномочий у ГИММЗ "Родина В.И. Ленина" согласовывать проект, исполнить условие раздела 3 градостроительного плана о согласовании проекта с уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия, путем проведения - до обращения к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство, историко-культурной экспертизы, так как земельный участок расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия федерального значения.
Таким образом, невыполнение требований действующего законодательства явилось основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Изучив обжалуемые судебные акты и доводы заявителя, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 304 АПК РФ, для пересмотра в порядке надзора указанных судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 АПК РФ, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А72-8446/2011 Арбитражного суда Ульяновской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 12.01.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.07.2012 отказать.
Председательствующий судья |
В.В. Попов |
Судьи |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 декабря 2012 г. N ВАС-15798/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15798/12
15.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15798/12
30.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5663/12
19.04.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2169/12