Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Е.Ю. Валявиной, судей А.И. Бабкина, С.В. Сарбаша рассмотрела в судебном заседании заявление министерства финансов Волгоградской области от 04.09.2012 N 06020102/988/10336 о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.07.2012 по делу N А12-22073/2011 Арбитражного суда Волгоградской области
по заявлению администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - администрация) к министерству финансов Волгоградской области (далее - министерство) о признании незаконным приказа от 02.11.2011 N 353 о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из областного бюджета в связи с нецелевым использованием средств областного бюджета городским округом город Волжский.
Другие лица, участвующие в деле: комитет по строительству администрации Волгоградской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2012 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд указал, что спор, вытекающий из бюджетных правоотношений, не отнесен к ведению арбитражного суда.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 09.07.2012 отменил определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции министерство просит его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении норм права и неподведомственность спора арбитражному суду.
Рассмотрев материалы дела Арбитражного суда Волгоградской области N А12-22073/2011, коллегия судей приходит к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, министерство финансов Волгоградской области издало приказ от 02.11.2011 N 353 о приостановлении (сокращении) со 02.11.2011 предоставления субсидии на обеспечение сбалансированности местных бюджетов муниципальных районов (городских округов), предназначенной бюджету городского округа город Волжский на сумму 6 916 978,0 рублей в связи с выявлением факта нецелевого использования средств областного бюджета, выделенных на строительство жилых помещений в рамках областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с использованием средств фонда содействия формированию жилищно-коммунального хозяйства в 2010-2011 годах", утвержденной постановлением администрации Волгоградской области от 29.03.2010 N 79-п.
Полагая, что указанный приказ не соответствует пунктам 4, 6 приказа комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области от 28.03.2011 N 94 "Об утверждении порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) в случае несоблюдения муниципальными образованиями условий их предоставления" и нарушает права администрации, последняя обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции и поддержавший его суд апелляционной инстанции, исходили из того, что согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В соответствии со статьей 6 БК РФ межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).
В соответствии со статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Как указал суд первой инстанции, спор возник из межбюджетных отношений и носит публично-правовой характер. Споры о выделении денежных средств из бюджета одного уровня бюджету другого уровня не относятся к предпринимательской деятельности. Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает подведомственность подобных споров арбитражным судам (пункт 5 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отменяя определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции указал на то, что использование бюджетных средств органами местного самоуправления является экономической сферой их деятельности. Оспариваемый приказ принят в сфере бюджетно-финансовых отношений и связан с экономической деятельностью органов местного самоуправления. Характер спора, основанного на бюджетно-финансовых отношениях, свидетельствует о его экономическом характере и вследствие этого - подведомственности арбитражному суду.
Вместе с тем, арбитражные суды по-разному подходят к разрешению подобных споров.
Так, арбитражные суды рассматривают споры, возникающие в сфере бюджетных правоотношений, в частности дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (дело N А10-4083/2011 Арбитражного суда Республики Бурятия; дело А10-3997/2011 Арбитражного суда Республики Бурятия; дело N А32-19837/2010 Арбитражного суда Краснодарского края; дело N А32-18301/2008 Арбитражного суда Краснодарского края; дело N А56-94336/2009 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области).
Иной подход арбитражных судов сводится к тому, что поскольку спор возник из межбюджетных правоотношений, не отнесенных законодательством к спорам, разрешаемым в арбитражном суде, то производство по таким делам подлежит прекращению (дело N А12-20612/2011 Арбитражного суда Волгоградской области; дело N А50-3140/2011 Арбитражного суда Пермского края; постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 по делу N А50-2575/2011).
Таким образом, практика арбитражных судов по вопросу подведомственности споров об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления в области межбюджетных отношений, не является единообразной.
В связи с изложенным и в целях обеспечения единообразного подхода в толковании и применении арбитражными судами норм процессуального права коллегия судей пришла к выводу о необходимости передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А12-22073/2011 Арбитражного суда Волгоградской области для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.07.2012.
2. Направить копии настоящего определения, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в срок до 21.01.2013.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Валявина |
Судьи |
А.И. Бабкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 декабря 2012 г. N ВАС-12381/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А12-22073/2011
Истец: Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области
Ответчик: Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области
Третье лицо: Комитет по строительству Администрации Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7061/13
18.06.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-22073/11
26.02.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 12381/12
07.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12381/12
08.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12381/12
12.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12381/12
09.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4393/12
12.04.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2203/12
08.02.2012 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-22073/11