Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 ноября 2012 г. N ВАС-15467/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области о пересмотре порядке надзора решения Арбитражного суда Челябинской области от 06.06.2012 по делу N А76-8403/2012, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.10.2012 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в лице Южно-Уральского филиала (далее - компания) к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству социальных отношений Челябинской области о взыскании 153 614 рублей 22 копеек расходов, возникших вследствие предоставления отдельным категориям гражданам льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.06.2012 исковое требование удовлетворено: с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу компании взыскано 153 614 рублей 22 копейки расходов. В иске к Министерству социальных отношений Челябинской области отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 15.10.2012 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России просит их отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, суд надзорной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что компанией в период с мая 2010 по ноябрь 2011 года во исполнение Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, заключенного в Москве 12.03.1993 (далее - Соглашение от 12.03.1993), предоставлены льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом на общую сумму 153 614 рублей 22 копейки.
Полагая, что эти расходы подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, компания обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Факт предоставления льгот подтвержден реестрами оформленных проездных документов и данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс".
Доказательств предоставления денежных средств из федерального бюджета на компенсацию указанных льгот Минфином России представлено.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ с 01.01.2005 указанная льгота для российских граждан отменена. Однако прежний порядок предоставления льгот для указанных категорий граждан, являющихся гражданами стран СНГ, сохранился в соответствии с действующим Соглашением от 12.03.1993.
Согласно статье 5 указанного Соглашения транспортные организации обязаны обеспечить льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от их места проживания.
В силу пункта 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
Несмотря на отмену аналогичной льготы для российских граждан, при предоставлении истцом льгот инвалидам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным к ним, которые являются гражданами СНГ, применяется прежний порядок предоставления указанных льгот в соответствии с действующим международным законодательством и Соглашением от 12.03.1993.
Учитывая, что Российская Федерация, подписав Соглашение от 12.03.1993, установила льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан и тем самым приняла на себя обязанность возмещения расходов по предоставлению указанных льгот за счет средств федерального бюджета, но реализацию льгот не обеспечила, суды обоснованно удовлетворили исковое требование за счет казны Российской Федерации.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Приведенные в заявлении доводы Минфина России (о том, что в связи с отменой указанной льготы у российских граждан с 01.01.2005 Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, у компании не имелось оснований для предоставления указанных льгот; по расчету Минфина России его расходы составили 153 318 рублей 72 копейки; Минфин России освобожден от уплаты государственной пошлины) были предметом рассмотрения судами и получили надлежащую правовую оценку.
Переоценка доказательств и фактических обстоятельств спора в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда надзорной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А76-8403/2012 Арбитражного суда Челябинской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 06.06.2012, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.10.2012 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
И.М. Марамышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 ноября 2012 г. N ВАС-15467/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А76-8403/2012
Истец: ОАО "Федеральная пассажирская компания", ОАО "Федеральная пассажирская компания" в лице Южно-Уральского филиала, УФК по Челябинской области
Ответчик: Министерство социальных отношений Челябинской области, Министерство Финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
Третье лицо: Министерство финансов РФ, ОАО "Федеральная пассажирская компания"
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15467/12
07.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15467/12
15.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9631/12
08.08.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6970/12
06.06.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-8403/12