Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Саратовской области от 11.03.2012 по делу N А57-18569/2011, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.08.2012 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Приволжской железной дороги (далее - общество "РЖД") к обществу с ограниченной ответственностью "РусМет" (далее - общество "РусМет") о взыскании 132 107 рублей 24 копеек задолженности за перевозку грузов и 30 800 рублей штрафа за задержку вагонов.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.03.2012 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 28.08.2012 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество "РЖД" просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между обществом "РЖД" и обществом "РусМет" (заказчиком) заключен договор от 19.01.2010 N 43/10-4 (далее - договор) об организации перевозок грузов с ведением расчетов за перевозки на Приволжской железной дороге.
Между обществом "РусМет" (грузовладельцем), обществом с ограниченной ответственностью "РЭМЗ" (владельцем, далее - общество "РЭМЗ") и обществом "РЖД" (перевозчиком) заключено соглашение от 30.07.2010 на предоставление владельцем во временное пользование грузовладельцу пути необщего пользования по станции Горная Северо-Кавказской железной дороги для производства грузовых операций, в том числе подачи, уборки вагонов для погрузки и выгрузки грузов.
В соответствии с условиями данного соглашения перевозчик осуществляет подачу и уборку вагонов для грузовладельца на пути общества "РЭМЗ", грузовладелец оплачивает перевозчику предусмотренные сборы и платежи; платежи и сборы вносятся грузовладельцем перевозчику по договору от 19.01.2010 N 43/10-4.
Общество "РЖД" оказывало обществу "РусМет" услуги по подаче и уборке вагонов в октябре, ноябре 2010 и январе 2011 годов.
Из ведомостей подачи и уборки вагонов за октябрь 2010 года N 106015, 106016, за ноябрь 2010 года N 111017, 111018, 112019; за январь 2011 года N 012001 усматривается, что перевозчиком для производства погрузо-разгрузочных операций подавались обществу "РусМет" вагоны.
В адрес общества "РусМет" 19.01.2011, 24.01.2011, 28.01.2011 на станцию Горная Северо-Кавказской железной дороги по транспортным железнодорожным накладным N 0033193, 0033229, 0033301 прибыл груз - лом черных металлов - из Казахстана.
Перевозка грузов осуществлялась из Казахстана в Россию в соответствии с требованиями Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС) от 01.11.1951, являющимся международным договором.
В январе 2011 года обществу "РусМет" начислены провозные платежи: по накладной N 0033193 в размере 81 450 рублей, с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС) - 96 111 рублей; по накладной N 0033229 в размере 81 660 рублей, с учетом НДС - 96 358 рублей 80 копеек; по накладной N 0033301 в размере 81 660 рублей, с учетом НДС - 96 358 рублей 80 копеек.
Таким образом, обществом "РЖД" по отправке N 0033193 осуществлен добор в сумме 48 960 рублей, по отправке N 0033301 - в сумме 49 099 рублей, по отправке N 0033229 - в сумме 49 099 рублей.
В марте 2011 года обществом "РЖД" проведена корректировка по указанным отправкам, в связи с чем общая сумма начислений составила 173 646 рублей 44 копейки, в том числе: по накладной N 0033193 с учетом НДС - 153 883 рубля 80 копеек - 96 111 рублей = 57 772 рубля 80 копеек; по накладной N 0033229 с учетом НДС - 154 295 рублей 62 копейки - 96 358 рублей 80 копеек = 57 936 рублей 82 копейки; по накладной N 0033301 с учетом НДС - 154 295 рублей 62 копейки - 96 358 рублей 80 копеек = 57 936 рублей 82 копейки.
С учетом кредитового сальдо общества "РусМет" в размере 41 539 рублей 20 копеек на едином лицевом счете клиента сумма задолженности по провозным платежам составила 132 107 рублей 24 копейки.
Кроме того, обществом "РЖД" в связи с задержкой вагонов на срок более 36 часов обществу "РусМет" начислен штраф за простой вагонов, принадлежащих перевозчику, в общей сумме 30 800 рублей, что подтверждается ведомостями подачи уборки.
Выставленные счета за услуги по договору от 19.01.2010 N 43/10-4 обществом "РусМет" оплачены в полном объеме.
Полагая, что у общества "РусМет" образовалась задолженность за перевозку грузов, общество "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды трех инстанций отказали в иске, признав необоснованное применение перевозчиком при определении размера провозной платы коэффициентов к тарифам, определяемым, по правилам раздела 2 части I Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" на перевозки черных металлов железнодорожным транспортом через пограничные передаточные станции Российской Федерации (приложение N 1 к приказу Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 07.12.2010 N 389-т/4).
Согласно статье 65 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), оформленного на весь маршрут следования грузов.
Пунктом 3.8 договора предусмотрено, что в случае корректировки (уменьшения или увеличения размера) сумм оплаты по оказанным услугам, осуществляемой обществом "РЖД", заказчик по письменному запросу обязан в течение трех суток предоставить обществу "РЖД" оригинал ранее выданного счета-фактуры. Общество "РЖД" после внесения изменений в порядке, установленном налоговым законодательством, в течение пяти суток возвращает заказчику исправленный экземпляр данного счета-фактуры.
Письменного запроса от истца об изменении счетов-фактур в адрес ответчика не поступало.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 при рассмотрении споров следует учитывать, что в случаях, когда сторонами заключен договор о производстве расчетов через технологический центр по обработке перевозочных документов (далее - ТехПД) и грузоотправителем (грузополучателем) или иным лицом перечислена перевозчику в порядке предварительной оплаты определенная договором сумма, последний может использовать денежные средства, учитываемые на лицевом счете в ТехПД, только в качестве платежей в целях, предусмотренных договором.
Произведя перерасчет провозной платы, истец фактически изменяет условия договора, по которому обязательства сторон исполнены ранее надлежащим образом.
Частью 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изменения договора по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В связи с тем, что на момент проведения добора на едином лицевом счете клиента N 1003850679 на субсчете "4" - услуги НДС 18 процентов числилось кредитовое сальдо в сумме 41 539 рублей 20 копеек, истец рассчитал сумму дебиторской задолженности с учетом указанных перечисленных денежных средств.
Уставом железнодорожного транспорта не предусмотрено право перевозчика в безакцептном порядке производить списание денежных средств с лицевых счетов, открываемых железной дорогой для клиентов.
Суды отклонили ссылку истца на статью 15 СМГС в части взыскания недобора провозных платежей, сославшись на параграф седьмой этой статьи, согласно которому, если между станциями железных дорог двух соседних стран установлен прямой тариф, предусматривающий иной порядок взимания провозных платежей, условия данной статьи не применяются.
Судами также установлено, что задолженности за оплату штрафа за задержку вагонов на срок более 36 часов в общей сумме 30 800 рублей у общества "РусМет" не имеется.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно общему правилу, закрепленному в статье 13 СМГС, провозные платежи исчисляются по тарифам, действующим в день заключения договора перевозки.
Договор перевозки грузов согласно нормам СМГС является реальным, поскольку на основании параграфа 5 статьи 8 он считается заключенным с момента приема станцией отправления груза и накладной к перевозке. Прием груза к перевозке удостоверяется наложением на накладную календарного штемпеля станции отправления. Кроме того, станция отправления должна проставить календарный штемпель на дополнительных листах, прикрепленных к накладной, в соответствии с параграфом 12 статьи 7 СМГС.
Материалами дела подтверждается, что груз по транспортным железнодорожным накладным N 0033193, 0033229, 0033301 был принят станцией отправления к перевозке в январе 2011 года (13.01.2011, 18.01.2011 и 20.01.2011 соответственно).
Вступившим в силу с 01.01.2011 приказом ФСТ России от 07.12.2010 N 389-т/4 "Об установлении исключительных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом" установлен повышающий коэффициент 1,66 к действующим тарифам, определяемым по правилам раздела 2 части I Прейскуранта N 10-01 на перевозки черных металлов железнодорожным транспортом через пограничные передаточные станции Российской Федерации.
С учетом вступления в силу указанного приказа и установленного им коэффициента размер провозной платы, подлежащей уплате обществом "Рус Мет", был истцом скорректирован.
В случае неправильного применения тарифов или ошибок в расчете при исчислении провозных платежей, а также в случае невзыскания платежей недобор подлежит уплате, а перебор - возврату (параграф 5 статьи 15 СМГС).
Расчеты недоборов и переборов по провозным платежам производятся в соответствии со ставками тарифов, которые действовали на момент заключения договора перевозки.
Таким образом, корректировка размера провозной платы с учетом установленного приказом ФСТ России коэффициента 1,66 будет являться правомерной.
Кроме того, статья 30 Устава железнодорожного транспорта предусматривает, что окончательные расчеты за перевозку грузов, и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, производятся грузополучателем (получателем) по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозки и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов.
Согласно параграфу 1 статьи 13 СМГС провозные платежи в сообщении между станциями железных дорог соседних стран за перевозку по железным дорогам страны отправления и страны назначения исчисляются по тарифам, применяемым железными дорогами этих стран для таких перевозок.
На основании параграфа 1 статьи 15 СМГС провозные платежи за перевозку по железным дорогам назначения взимаются с получателя на станции назначения или в соответствии с действующими на железных дорогах назначения внутренними правилами.
Пунктом 1.4 Прейскуранта N 109-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5, плата за перевозку грузов по инфраструктуре РЖД исчисляется за расстояние от железнодорожной станции отправления РЖД (пограничной передаточной станции РЖД) до железнодорожной станции назначения РЖД (пограничной передаточной станции РЖД).
Положения пункта 3.8 договора регламентируют порядок взаимодействия между договаривающимися сторонами (обществами "РЖД" и "РусМет") по поводу внесения изменений в счета-фактуры, которые являются документами налоговой отчетности, но не могут определять порядок корректировки стоимости провозных платежей, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти.
Учитывая изложенное, настоящее дело выносится на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А57-18569/2011 Арбитражного суда Саратовской области для пересмотра в порядке надзора решения от 11.03.2012, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.08.2012 по тому же делу.
Направить копии определения, заявления и прилагаемых документов лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 4 марта 2013 года.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 января 2013 г. N ВАС-16691/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А57-18569/2011
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги", в лице филиала Приволжская железная дорога
Ответчик: ООО "РусМет"
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16691/12
28.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6008/12
24.05.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3858/12
11.03.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-18569/11
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16691/12
28.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6008/12
24.05.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3858/12
11.03.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-18569/11