Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирюшиной В.Г., судей Гвоздилиной О.Ю., Юхнея М.Ф., рассмотрев в судебном заседании заявление Главы крестьянского фермерского хозяйства Нургалиева Ханифа Бариевича от 21.09.2012 о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.09.2012 по делу N А65-642/2012 Арбитражного суда Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛА:
Глава крестьянского фермерского хозяйства Нургалиев Ханиф Бариевич (далее - заявитель, Нургалиев Х.Б.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) о признании незаконными и отмене решения от 01.11.2011 и предписания от 01.11.2011 N 2 по делу N 06-406/2011.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (далее - палата).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.04.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 решение арбитражного суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 04.09.2012 отменил постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, решение арбитражного суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции заявитель просит указанный судебный акт отменить и оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судом кассационной инстанции норм права. Заявитель в том числе указывает на отсутствие в его действиях факта нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон).
Рассмотрев заявление Нургалиева Х.Б. и представленные документы, изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Нургалиев Х.Б. обратился к Главе Высокогорского муниципального района Сагдиеву Н.А. с заявлением от 16.03.2010 вх.N Н-281а о предоставлении земельных участков местоположением в деревнях Кара-Куль и Кудаш в аренду сроком на 49 лет для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района (далее - комитет) в соответствии с положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) разместил в газете "Высокогорские вести" от 21.04.2010 N 45 (9046) извещение о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, деревня Кара-Куль, площадью 19 га, и земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, деревня Кудаш, площадью 7 га.
Постановлениями комитета от 25.11.2010 N 2640 и от 30.11.2010 N 2762 Нургалиеву Х.Б. предоставлены земельные участки площадью 70 000 кв.м. с кадастровым номером 16:16:010702:35 и площадью 190 000 кв.м. с кадастровым номером 16:16:010704:78, расположенные по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Айбашское сельское поселение, из земель категории - земли сельскохозяйственного назначения.
На основании указанных постановлений комитета между палатой (арендодателем) и Нургалиевым Х.Б. (арендатором) заключены договор аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:010702:35 от 29.11.2010 N 24-071-1885 и договор аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:010704:78 от 30.11.2010 N 24-071-1889 сроком на 49 лет.
В соответствии с приказом от 18.05.2011 N 01/261-пр антимонопольным органом проведена плановая проверка соблюдения палатой антимонопольного законодательства.
Приказом от 29.08.2011 N 02/667-к антимонопольным органом в отношении палаты и Нургалиева Х.Б. возбуждено дело N 06-406/2011 по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения указанного дела антимонопольным органом принято решение от 01.11.2011 N 06-406/2011 о нарушении палатой и заявителем статьи 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении договоров аренды земель сельскохозяйственного назначения от 29.11.2010 N 24-071-1885 и от 30.11.2010 N 24-071-1889 без проведения необходимых процедур.
Нургалиеву Х.Б. выдано предписание от 01.11.2011 N 2 по делу N 06-406/2011 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Помимо этого решение антимонопольного органа от 01.11.2011 N 06-406/2011 явилось основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с решением от 01.11.2011 и предписанием от 01.11.2011 N 2 по делу N 06-406/2011 Нургалиев Х.Б. обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал вывод о доказанности наличия в действиях палаты и заявителя нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.
При этом суд первой инстанции руководствовался постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.04.2004 N 161 "Об утверждении перечня средств массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения", согласно которому установлен перечень печатных изданий для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения: газеты "Высокогорские вести", "Биектау хэбэрлэре" в Высокогорском районе, а также газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан" независимо от места расположения земельного участка, а в данном случае извещение о предоставлении названных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения опубликовано только в русскоязычном печатном издании - газете "Высокогорские вести", и поэтому существенно нарушен порядок предоставления земельных участков.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции сделал вывод об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях палаты и заявителя, указав на соблюдение порядка опубликования сообщения о предоставлении земельных участков.
Отменяя решение суда апелляционной инстанции и оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд кассационной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
По мнению суда кассационной инстанции, в связи с несоблюдением порядка предоставления земельных участков, выражение волеизъявления палатой и заявителем при заключении договоров аренды земель сельскохозяйственного назначения нарушает статью 16 Закона.
Между тем судами первой и кассационной инстанций не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно части 1 статьи 8 Закона согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, которые заранее известны каждому из участников в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий, при этом результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов, а также действия каждого из названных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещены соглашения в том числе между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно решению антимонопольного органа действия палаты и заявителя признаны нарушающими статью 16 Закона, что выразилось в заключении указанными лицами договоров аренды земель сельскохозяйственного назначения от 29.11.2010 N 24-071-1885 и от 30.11.2010 N 24-071-1889 без проведения необходимых процедур.
Основанием для принятия названного решения послужило выявление антимонопольным органом факта несоблюдения предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьей 34 Земельного кодекса порядка предоставления в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в связи с нарушением порядка опубликования сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.
Однако, согласно материалам дела заявитель в соответствии с действующим законодательством, в том числе с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса, обратился с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду.
Совершение дальнейших действий, связанных в том числе с процедурой рассмотрения поступившего заявления и принятия решения о предоставлении земельных участков, возложено действующим законодательством на исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Заявитель лишь обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса).
Опубликование информации о предоставлении земельных участков и принятие решения о предоставлении земельных участков осуществлялось комитетом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 34 Земельного кодекса договор аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления о передаче в аренду земельного участка заявителю.
Договоры аренды земель сельскохозяйственного назначения заключены заявителем на основании постановлений комитета от 25.11.2010 N 2640 и от 30.11.2010 N 2762, в которых содержались положения о предоставлении ему земельных участков в аренду и заключении соответствующих договоров.
Помимо факта заключения названных договоров аренды земельных участков, каких-либо иных выводов о наличии между палатой и заявителем соглашений либо согласованных действий, запрещенных статьей 16 Закона о защите конкуренции, антимонопольным органом в решении не приведено и судами данный вопрос не исследован.
С учетом изложенного коллегия судей полагает, что судебные акты подлежат пересмотру в порядке надзора в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Руководствуясь частью 4 статьи 299, статьями 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А65-642/2012 Арбитражного суда Республики Татарстан для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.09.2012.
Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 07.03.2013.
Председательствующий судья |
В.Г. Кирюшина |
Судьи |
О.Ю. Гвоздилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 января 2013 г. N ВАС-14093/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А65-642/2012
Истец: Глава крестьянско-фермерского хозяйства Нургалиев Х. Б., Высокогорский р-н
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района РТ, ж/д ст.Высокая гора
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3550/14
06.03.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3721/14
26.03.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 14093/12
18.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14093/12
12.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14093/12
15.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14093/12
04.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6725/12
14.06.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6042/12
07.04.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-642/12