Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Маковской А.А., судей Моисеевой Е.М. и Поповой Г.Г. рассмотрела в судебном заседании заявления Министерства обороны Российской Федерации от 28.12.2012 и федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации от 09.01.2013 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Московской области от 30.03.2012, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.10.2012 по делу N А41-37375/2011 Арбитражного суда Московской области по иску Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей-усадьба "Архангельское" (далее - музей-усадьба "Архангельское") к обществу с ограниченной ответственностью "Градострой" (далее - общество), Министерству обороны Российской Федерации (далее - министерство) о признании недействительным аукциона от 16.08.2011 по продаже высвобождаемого военного имущества - земельного участка общей площадью 206 700 кв. метра с кадастровым номером 50:11:0050603:423, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, в районе пос. Архангельское (далее - спорный земельный участок); о признании недействительным заключенного между министерством и обществом договора купли-продажи от 22.08.2011 N 141/068/2 спорного земельного участка.
Третьи лица: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение), Федеральное бюджетное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Подмосковье" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Администрация Красногорского муниципального района Московской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Московской области от 30.03.2012, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.10.2012, заявленные требования удовлетворены.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, министерство и учреждение просят оспариваемые судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, единообразия в толковании и применении норм права.
Министерство ссылается на неправильное судами статьи 4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73). Министерство указывает на то, что судами не выяснены обстоятельства отнесения спорного земельного участка к участкам, занятым особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, отнесения музея-усадьбы "Архангельское" к особо ценным объектам культурного наследия указом Президента РФ. Музей-усадьба "Архангельское" не является объектом археологического наследия. Судами не проверено соответствие музея-усадьбы "Архангельское" требованиям Закона N 73-ФЗ и включение его в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия федерального значения на основании акта Правительства РФ.
По мнению заявителя, судами не исследовался вопрос о наличии ограничений в оборотоспособности спорного земельного участка, а правовые акты, которыми такие ограничения установлены, не анализировались. Заявитель также ссылается на неправильное применение судами нормы части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учреждение полагает, что судами не дана оценка заинтересованности музея-усадьбы "Архангельское" в оспаривании торгов и сделки, не проверены его права на спорный земельный участок. По мнению заявителя, в иных делах судами была дана другая оценка схожим обстоятельствам.
Учреждение считает, что не основан на законе вывод судов об отнесении спорного земельного участка к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте. Оно ссылается на то, что судами не указаны нормы закона, на основании которых главы местных администраций наделены полномочиями по установлению земельным участкам категории и вида разрешенного использования. Суды не указали, на основании каких документов и доказательств подтверждается, что сведения о границах территории и зон охраны музея-усадьбы "Архангельское", о режимах их использования внесены в государственный кадастр недвижимости. Судами был сделан такой вывод только на основании сведений, содержащихся в кадастровой выписке в отношении спорного земельного участка. Также указанные ограничения не указаны в реестре прав.
Заявитель также ссылается на то, что спорный земельный участок отнесен к категории земель обороны и его перевод в земли историко-культурного назначения в установленном порядке не осуществлялся.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемого судебного акта при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев доводы, содержащиеся в заявлении, изучив судебные акты, принятые по делу, не находит названных оснований.
Как следует из оспариваемых судебных актов, суды установили, что Ансамбль усадьбы "Архангельское" является объектом культурного наследия федерального значения и состоит на государственной охране в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" и Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".
Сведения о границах территории и зон охраны Ансамбля усадьбы "Архангельское", а также о режимах их использования внесены в государственный кадастр недвижимости. Из заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора не следует, что нормативные акты, которыми данные сведения утверждены, сами сведения были оспорены и признаны незаконными в установленном порядке.
На основании исследования и оценки доказательств, представленных в материалы дела, суды пришли к выводу о том, что спорный земельный участок входит в территории Ансамбля усадьбы "Архангельское", являющегося частью объекта культурного наследия федерального значении, и входит в указанных в судебных актах площадях в зону регулирования застройки памятника, охранную зону указанного памятника и территорию памятника.
Исходя из названных обстоятельств, суды признали, что спорный земельный участок относится к ограниченным в обороте и не мог быть выставлен на аукцион для продажи..
Руководствуясь положениями статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом установленного нарушения при проведении аукциона по продаже спорного земельного участка требований статей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 5 Закона N 73-ФЗ суды признали аукцион и договор купли-продажи спорного участка недействительными.
Что касается довода учреждения об отсутствии заинтересованности музея-усадьбы "Архангельское" в оспаривании аукциона и сделки, то судами данный довод был отклонен, поскольку материалами дела подтверждено, что спорный участок относится к имущественному комплексу, предоставленному Правительством Российской Федерации в совместное пользование музею-усадьбе "Архангельское" и Военно-клиническому санаторию "Архангельское".
Оснований для переоценки обстоятельств установленных судами и исследования новых обстоятельств не имеется, поскольку данные вопросы не относятся к компетенции суда надзорной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А41-37375/11 Арбитражного суда Московской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Московской области от 30.03.2012, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.10.2012 отказать.
Председательствующий судья |
А.А. Маковская |
Судьи |
Е.М. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 января 2013 г. N ВАС-16476/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А41-37375/2011
Истец: ФГУК "Государственный музей усадьба"Архангельское", ФГУК "Госудрственный Музей - Усадьба - "Архангельское"
Ответчик: Министерство обороны РФ, ООО "Градострой"
Третье лицо: Министерство культуры Московская область, Министерство культуры Московской области, Министерство культуры Российской Федерации, Министрство культуры РФ, Территориальное управление Росимущества по Московской области, ТУ ФАУГИ по Московской области, ФБУ "Кадастровая палата" по МО, ФБУ "Санаторно-курортный комплекс "Подмосковье" Министерства обороны РФ"юю, ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений"
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16476/12
11.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16476/12
11.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16476/12
25.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16476/12
27.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16476/12
11.10.2012 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-10575/12
21.06.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4413/12
19.12.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9514/11