Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Борисовой Е.Е.
Судей Куликовой В.Б., Медведевой А.М.
рассмотрела заявление Министерства обороны Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Сахалинской области от 28.03.2012 делу N А59-32/2012, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.07.2012 по тому же делу,
по заявлению индивидуального предпринимателя Спирина П.Ю. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области о признании незаконным отказа и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в собственность.
Третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, ФБУ "Дальневосточное управление имущественных отношений" Министерства обороны России, ФГУ "Южно-Сахалинская КЭЧ района" Министерства обороны России
СУД УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Спирин Павел Юрьевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области (далее - ТУ Росимущества) о признании незаконным отказа в выкупе земельного участка и обязании принять решение о предоставлении его в собственность.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 28.03.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.07.2012 названные судебные акты оставлены без изменения.
Участвующее в деле третье лицо без самостоятельных требований - Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны) не согласилось с принятыми судебными актами. В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора обжалуемых судебных актов Министерство обороны просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм материального права, регулирующих отношения по распоряжению земельными участками, находящихся в ведении Министерства обороны. Заявитель полагает несоответствующими закону выводы судов о наличии у ТУ Росимущества полномочий по распоряжению земельными участками, закрепленными на праве оперативного управления за военными учреждениями. Со ссылкой на наличие противоположной правовой позиции, сформированной судами того же Дальневосточного округа, заявитель считает, что полномочия по предоставлению таких земельных участков в собственность в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), от имени собственника - Российской Федерации осуществляет Министерство обороны.
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, предприниматель является собственником здания холодильника, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Украинская, д. 72А/1, литер "У", общей площадью 406 кв. м. Здание приобретено предпринимателем у общества с ограниченной ответственностью "Па-О Лайн Рос" (далее - общество) на основании договора купли-продажи от 23.01.2006, право собственности зарегистрировано в ЕГРП 01.03.2006.
Договором купли-продажи здания предусмотрено, что здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 65:01: 03 09 002:0036 площадью 1 000 кв. м, предоставленном продавцу на праве аренды сроком до 31.10.2026 на основании договора аренды земельного участка от 19.07.2005 N 7771.
Как установили суды, общество приобрело в собственность указанное здание в соответствии с договором купли-продажи от 27.09.2001, заключенным по итогам аукциона по продаже арестованного имущества ГУП "Отдел торговли 947" Ут Д/В Военного округа Гут Минобороны РФ, право собственности зарегистрировано в ЕГРП 23.10.2001.
Земельный участок 65:01:03 09 002:0036, на котором расположено здание предпринимателя, входит в состав земельного участка с кадастровым номером 65:01:0309002:0006 площадью 48 400 кв.м, закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования за Южно-Сахалинской квартирно-эксплуатационной частью на основании постановления мэра г. Южно-Сахалинска от 12.02.1997 N 223 и государственного акта на землю от 09.04.1997 ЮС N 003609. Право собственности Российской Федерации на земельный участок 65:01:0309002:0006 зарегистрировано в ЕГРП 27.11.2008.
Предприниматель в порядке статьи 36 Земельного кодекса обратился в ТУ Росимущества с заявлением о предоставлении участка 65:01:03 09 002:0036 в собственность в целях эксплуатации здания холодильника.
ТУ Росимущества письмом от 21.10.2011 отказало в предоставлении земельного участка в собственность предпринимателю, указав на отсутствие полномочий по распоряжению землями, находящимися в ведении Министерства обороны.
Полагая данный отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
По результатам рассмотрения дела суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления предпринимателя - собственника здания, расположенного на спорном земельном участке, исключительное право которого на приватизацию этого участка, предоставленное пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса, было нарушено ответчиком.
Не признавая обоснованными возражения Министерства обороны, указывающего на отсутствие полномочий у ТУ Росимущества по распоряжению спорным земельным участком, суды приняли во внимание смену собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, а соответственно, фактическое прекращение его использования Вооруженными Силами Российской Федерации (иными воинскими формированиями) в связи с переходом права пользования земельным участком в соответствии со статьей 35 Земельного кодекса, статьей 552 Гражданского кодекса от прежнего собственника предпринимателю.
Суды с учетом указанных обстоятельств также пришли к выводу об отсутствии оснований считать спорный земельный участок предназначенным для нужд обороны и безопасности, и в связи с этим изъятым из оборота в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса.
В силу вышеизложенного суды сделали вывод о том, что полномочия собственника от имени Российской Федерации по распоряжению спорным земельным участком реализует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.
Позиция судов по настоящему делу в целом соответствует одному из подходов, сложившихся в судебной практике при рассмотрении аналогичных дел.
Согласно этому подходу (дела N А56-28173/2008, N А56-18943/2008) суды считают, что объект недвижимости, реализованный на аукционе по продаже военного имущества, уже не относится к имуществу Вооруженных сил Российской Федерации и не является изъятым из оборота. Следовательно, собственник здания, расположенного на земельном участке, закрепленном за подведомственными Министерству обороны организациями на праве постоянного (бессрочного) пользования и принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса. По итогам толкования положений пункта 1 статьи 209, пунктов 1 и 3 статьи 125, пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса суды полагают, что полномочия по заключению соответствующего договора купли-продажи от имени Российской Федерации осуществляет соответствующее территориальное управление Росимущества.
В то же время в судебной практике имеется другой подход (дела N А51-21617/2011, N А73-9492/2009, N А41-1854/10), согласно которому реализация военного имущества на аукционе не прекращает полномочия Министерства обороны по распоряжению землями, закрепленными за военными организациями. По мнению судов, Министерство обороны является при таких обстоятельствах уполномоченным органом по предоставлению земельных участков в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса.
Данный вывод судов основан на подпункте 71 пункта 7 раздела II Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, согласно которому министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
На наличие указанных полномочий у Министерства обороны, по мнению судов, указывают также положения постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", подпункт "а" пункта 2 которого предусматривает, что именно Министерство обороны осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (дело N А41-10854/09).
При таких обстоятельствах, коллегия судей усматривает нарушение единообразия судебной практики при разрешении вопроса о полномочиях исполнительных органов при предоставлении земельных участков в собственность в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса.
В целях формирования единообразной практики толкования и применения норм материального права коллегия судей считает необходимым передать настоящее дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра принятых по нему судебных актов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьей 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Передать дело N А59-32/2012 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Сахалинской области от 28.03.2012, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012, постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.07.2012.
См. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 марта 2013 г. N 14773/12
2. Лицам, участвующим в деле, предоставить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок до 24 февраля 2013 г. отзыв на заявление.
Председательствующий судья |
Е.Е. Борисова |
Судьи |
В.Б. Куликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 января 2013 г. N ВАС-14773/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А59-32/2012
Истец: ИП Спирин Павел Юрьевич
Ответчик: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, ФБУ "Дальневосточное управление имущественных отношений" Министерства обороны России, ФГУ "Дальневосточного территориального управления имущественных отношений" Минобороны России, ФГУ "Южно-Сахалинская КЭЧ района", ФГУ "Южно-Сахалинская КЭЧ района" Министерства обороны России, ТУФА по управлению государственным имуществом по Сах.обл.
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2014 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2810/14
29.05.2014 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2642/14
29.04.2014 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4301/14
19.03.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 14773/12
28.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14773/12
23.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14773/12
26.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14773/12
30.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3223/12
24.07.2012 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-32/12
21.05.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3284/12
28.03.2012 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-32/12