Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б., судей Борисовой Е.Е., Медведевой А.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2012 по делу N А32-15853/2011, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.11.2012 по тому же делу по заявлению Федерального бюджетного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Анапский" Министерства обороны Российской Федерации, г. Анапа (ныне - федеральное государственное казенное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Анапский" Министерства обороны Российской Федерации; далее - учреждение Министерства обороны; санаторно-курортный комплекс "Анапский") к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, г. Краснодар (далее - Территориальное управление Росимущества) о признании недействительным распоряжения Территориального управления Росимущества от 09.06.2011 N 234-р "О закреплении федерального имущества, составляющего имущество казны Российской Федерации, за Федеральным государственным лечебно-профилактическим учреждением "Санаторий "Эллада" Федеральной налоговой службы" на праве оперативного управления". К участию в деле в качестве третьих заинтересованных лиц привлечены: Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны), федеральное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Санаторий "Эллада" Федеральной налоговой службы (далее - санаторий "Эллада"), Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.11.2012, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Обжалуя принятые по делу судебные акты, Министерство обороны (третье заинтересованное лицо по делу) просит их в порядке надзора отменить, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм материального и процессуального права. Заявитель приводит доводы, в том числе указывает на то, что спорное недвижимое имущество было внесено в реестр федеральной собственности, и до государственной регистрации на него права федеральной собственности уполномоченный орган собственника вправе был закрепить указанное имущество на праве оперативного управления за учреждением Министерства обороны, и зарегистрированное за этим учреждение право оперативного управления спорным имуществом в судебном порядке не оспорено и не признано недействительным.
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к заключению о том, что дело не подлежит передаче на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьёй 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При рассмотрении дела судами установлено, что 16.07.2010 в отношении спорных объектов недвижимости в ЕГРП была произведена государственная регистрация права оперативного управления учреждения Министерства обороны (ранее - федеральное государственное учреждение "Военный санаторий "Десантник" Воздушно-десантных войск"; в настоящее время - санаторно-курортный комплекс "Анапский") на основании распоряжения Территориального управления Росимущества от 14.07.2010 N 739-р "О закреплении федерального имущества, составляющего имущество казны Российской Федерации, за федеральным государственным учреждением "Военный санаторий "Десантник" Воздушно-десантных войск".
Вместе с тем судами также установлено, что земельный участок под строениями, составляющими спорный имущественный комплекс, находился в постоянном (бессрочном) пользовании санатория "Эллада".
Распоряжением Территориального управления Росимущества от 27.07.2010 N 805-р было отменено изданное им распоряжение от 14.07.2010 N 739-р о передаче спорного имущества на праве оперативного управления названному учреждению Министерства обороны.
Вступившим в законную силу судебным актом по другому делу N А32-36243/2010 в удовлетворении требования учреждения Министерства обороны о признании незаконным распоряжения Территориального управления Росимущества от 27.07.2010 N 805-р было отказано. По этому делу судом установлено, что на момент издания распоряжения от 14.07.2010 N 739-р право федеральной собственности на спорное имущество не было зарегистрировано, фактически передача имущества учреждению Министерства обороны не состоялась. В связи с принятием распоряжения N 739-р были нарушены права санатория "Эллада", законно владеющего на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором расположены спорные объекты, поэтому такое распоряжение правомерно отменено Территориальным управлением Росимущества в порядке самоконтроля.
Исходя из положений статей 209, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение о передаче имущества в оперативное управление учреждения (казенного предприятия) принимает собственник имущества после возникновения у него права собственности в порядке и по основаниям, установленным законом.
Право собственности Российской Федерации на спорные объекты недвижимости было зарегистрировано только 08.09.2010 на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 12.01.2010 по делу N А32-46328/2009.
При таких обстоятельствах суды по настоящему делу пришли к выводу о том, что оспариваемое распоряжение N 234-р принято уполномоченным органом собственника федерального имущества в пределах предоставленных ему правомочий.
Анализ доводов заявителя показал, что в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 304 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А32-15853/2011 Арбитражного суда Краснодарского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда от 10.05.2012, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.11.2012, принятых по указанному делу, отказать.
Председательствующий судья |
В.Б. Куликова |
Судьи |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 января 2013 г. N ВАС-18303/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А32-15853/2011
Истец: Федеральное бюджетное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Анапский" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
Третье лицо: ФГЛПУ "Санаторий "Эллада ФНС России", ФГУ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ Российской Федерации, Федеральная налоговая служба России, Федеральное государственное лечебно-профилактическое учреждение "Санаторий "Эллада" Федеральной налоговой службы России"
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18303/12
28.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18303/12
23.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6145/12
31.07.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8348/12
10.05.2012 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-15853/11
18.08.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8948/11