Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 февраля 2013 г. N ВАС-5596/11
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б., судей Борисовой Е.Е., Медведевой А.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Департамента имущества города Москвы, г. Москва о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 22.06.2012 по делу N А40-19911/10-11-101, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.12.2012 по тому же делу по уточнённому в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иску общества с ограниченной ответственностью "ВЕРСИНГ", г. Москва (далее - общество) к Департаменту имущества города Москвы об обязании заключить договор купли-продажи нежилого помещения площадью 67,2 кв. м (1 этаж, пом. II, комн. 1 - 5), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 4/2, стр. 3, по цене 7 430 000 руб. (без учёта НДС) на условиях прилагаемого проекта договора и об обязании заключить договор купли-продажи нежилого помещения площадью 55,7 кв. м (подвал, пом. I, комн. 2 - 7), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 4/2, стр. 3, по цене 4 160 000 руб. (без учёта НДС) на условиях прилагаемого проекта договора.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Москвы, Специализированное государственное унитарное предприятие по продаже имущества г. Москвы.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 22.06.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.12.2012, исковые требования удовлетворены.
Обжалуя указанные судебные акты, заявитель - Департамент имущества города Москвы (далее - Департамент) считает, что данные судебные акты являются необоснованными и незаконными. Заявитель указывает на то, что решение об условиях приватизации спорных объектов не принималось в порядке, установленном положениями Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ). Отчёты об оценке объектов, составленные независимым оценщиком по состоянию на 19.03.2009, не могли быть применены, так как сроки их действия истекли, и фактическая рыночная стоимость объектов (на день принятия судом решения в 2012 году) превышает их стоимость, определённую в 2009 году. Заявитель также указывает на то, что требование истца в отношении заключения договора купли-продажи помещения площадью 67, 2 кв. м не подлежало удовлетворению, так как договор аренды заключался на аренду помещения площадью 65, 5 кв. м. Заявитель просит в порядке надзора отменить оспариваемые судебные акты как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального и процессуального права.
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к заключению о том, что дело не подлежит передаче на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьёй 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При рассмотрении дела судами установлено, что общество, относящееся к субъектам малого и среднего предпринимательства, с 2006 года арендовало нежилые помещения общей площадью 65,5 кв. м (1 этаж, пом. II, комн. 1 - 5) и общей площадью 60,5 кв. м (подвал, пом. I, комн. 2 - 7), расположенные по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 4/2. Перепланировка арендуемых помещений, в результате которой незначительно изменились их площади, согласовывалась с уполномоченным органом (распоряжение Префекта ЦАО г. Москвы от 08.10.2007 N 5397-р), и площади арендуемых помещений, выкупаемых обществом, их местонахождение были уточнены по данным технической инвентаризации.
На основании положений частей 2, 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства вправе по своей инициативе направить в уполномоченный орган заявление о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, и при получении такого заявления уполномоченные органы обязаны обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В силу названной законодательной нормы дата получения от субъекта малого или среднего предпринимательства заявления о реализации им преимущественного права на приобретение арендуемого имущества является началом исчисления срока, в течение которого уполномоченный орган обязан обеспечить проведение оценки рыночной стоимости выкупаемого имущества. При этом оценка рыночной стоимости выкупаемого имущества должна определяться независимым оценщиком на дату получения уполномоченным органом от субъекта малого или среднего предпринимательства надлежащего заявления о реализации им предоставленного Федеральным законом N 159-ФЗ преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Как установлено судами, общество, начиная с 18.02.2009, неоднократно обращалось к уполномоченному органу с заявлениями о реализации преимущественного права на приобретение арендуемых помещений.
С учётом сформированной судебной арбитражной практики по данной категории дел суды по настоящему делу пришли к выводу о неправомерности отказа Департамента в реализации обществом указанного права, мотивированного включением спорных помещений в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1140-ПП (N 2469 и 2470).
Удовлетворяя исковые требования, суды на основании положений законодательства, устанавливающего срок и порядок определения рыночной цены арендуемого имущества, исходили из данных, содержащихся в отчёте об оценке объектов, выполненном по заказу Департамента независимым оценщиком - ООО "Городской консультационный центр", в котором рыночная стоимость объектов определялась по состоянию на 19.03.2009 и без учёта НДС (в связи с изменениями в налоговом законодательстве).
Выводы судов об определении в договорах купли-продажи условий, касающихся рыночной цены выкупаемых помещений, на основании отчёта независимого оценщика, выполненного в установленном порядке, основаны на нормах законодательства и соответствуют судебной арбитражной практике по аналогичным делам.
Анализ доводов, содержащихся в заявлении о пересмотре в порядке надзора оспариваемых судебных актов, показал, что в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 304 АПК РФ, для передачи дела на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А40-19911/10-11-101 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда от 22.06.2012, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.12.2012, принятых по указанному делу, отказать.
Председательствующий судья |
В.Б. Куликова |
Судьи |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 февраля 2013 г. N ВАС-5596/11
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-19911/2010
Истец: ООО "ВЕРСИНГ"
Ответчик: СГУП ПО ПРОДАЖЕ ИМУЩЕСТВА Г. МОСКВЫ, Специализированное государственное унитарное предприятие по продаже имущества г. Москвы
Третье лицо: Департамент имущества города Москвы, ДИГМ, Правительство города Москвы, ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2013 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-17695/13
06.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5596/11
15.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5596/11
15.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5596/11
20.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-14602/10
17.10.2012 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-14602/10
24.09.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26749/12
24.09.2012 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23980/12
07.08.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19630/12
22.06.2012 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18816/12
22.06.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-19911/10
14.03.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-19911/10
14.03.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-19911/10
16.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5596/11
19.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5596/11
18.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/16023-10
06.10.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21240/2010
06.07.2010 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-19911/10
06.07.2010 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-19911/10