Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. N ВАС-300/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Павловой Н.В., судей Балахничевой Р.Г. и Прониной М.В. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Абинскпассажир-автотранс" (далее - общество, заявитель) от 21.12.2012 б/н о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2012 по делу N А32-9206/2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.12.2012 по тому же делу
по заявлению общества о признании пункта 8 Порядка государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 27.12.1995 N 660 (далее - Порядок), противоречащим в части слов "межмуниципальном междугородном" статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставу Краснодарского края, Закону Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае", Федеральному закону от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Указу Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и недействующим со дня принятия (уточненные требования).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Департамент цен и тарифов Краснодарского края.
СУД УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2012 по делу N А32-9206/2012, оставленным без изменения постановлением постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.12.2012 по тому же делу, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество ссылается на нарушение единообразия в толковании и применении норм права, существенное нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обосновывая свои требования следующими основными доводами: в настоящем случае установление тарифов является вмешательством государства в гражданские правоотношения, нарушают принцип свободы договора, поскольку со дня вступления в законную силу первой части Гражданского кодекса Российской Федерации случаи государственного регулирования тарифов должны устанавливаться только федеральными законами, в связи с чем Порядок является незаконным. Заявитель полагает, что определение целей регулирования тарифов, установление нормативно-методической основы регулирования, а также случаев и порядка установления тарифов относится к исключительной компетенции Российской Федерации и не согласен с выводами судов о соответствии оспариваемого акта статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, иным законам и подзаконным актам, и, кроме того, с данным судом толкованием термина "внутриобластной".
В силу части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов при наличии экстраординарных оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Кодекса: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
Изучив доводы заявителя и вынесенные по делу судебные акты, судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 192 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений Кодекса и сложившейся по данной категории дел судебной арбитражной практики, для признания недействующим нормативного правового акта необходимо доказать совокупное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение оспариваемыми положениями акта прав и законных интересов заявителя.
Поскольку отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из доказанности фактов того, что оспариваемый Порядок соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и при этом не нарушает права и законные интересы общества, суд пришел к обоснованным по праву и фактам выводам.
Таким образом, анализ доводов, содержащихся в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, показал, что они сводятся к пересмотру установленных судами фактических обстоятельств дела и исследованных им с соблюдением норм процессуального права доказательств и не могут быть согласно главе 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предметом рассмотрения в суде надзорной инстанции, которая наделена в силу статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями по пересмотру судебных актов в целях исправления фундаментальных судебных ошибок, повлекших нарушение прав человека, единообразия судебной практики или публичных интересов, и не наделена полномочиями по пересмотру обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций.
При таких обстоятельствах коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит экстраординарных оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии которых дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А32-9206/2012 Арбитражного суда Краснодарского края для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.12.2012 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Н.В. Павлова |
Судьи |
Р.Г. Балахничева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. N ВАС-300/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был