Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 февраля 2013 г. N ВАС-354/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Г.Г. Поповой, судей О.М. Козырь, Е.М. Моисеевой рассмотрела в судебном заседании заявление администрации городского округа "Город Избербаш" от 26.12.2012 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.05.2012 по делу 15-1102/2011, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.10.2012 по тому же делу по иску администрации городского округа "Город Избербаш" (далее - администрация городского округа), уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Физкультурно-оздоровительный лагерь "Русалка" (далее - общество), администрации муниципального образования "Каякентский район" (далее - администрация муниципального образования) о признании недействительными протокола от 20.10.2010 N 173 об итогах аукциона на право заключения договора долгосрочной аренды земельного участка, договора аренды земельного участка от 28.10.2010 N 291, записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 05-05-28/005/2010-770 о праве аренды общества на земельный участок.
Другие лица, участвующие в деле: третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Дагестан, ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Дагестан (реорганизовано в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Дагестан), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - управление) и Магомедов Р.Г.
Определением от 17.08.2011 управление привлечено к участию в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные аналогичные требования относительно предмета спора.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.05.2012 в удовлетворении требований администрации городского округа отказано. Требования управления удовлетворены.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 решение от 14.05.2012 отменено в части удовлетворения требований управления и распределения судебных расходов. В удовлетворении требований управления отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции от 12.10.2012 постановление от 06.08.2012 оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора заявитель указывает на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Судом установлено, что в газете "Луч справедливости" от 17.09.2010 N 38 опубликовано извещение о проведении 20.10.2010 аукциона по продаже права на заключение договора долгосрочной аренды земельных участков.
Победителем аукциона по лоту N 3 признано общество.
По итогам проведения аукциона 28.10.2010 отдел по управлению муниципальным имуществом муниципального района (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка площадью 1 га из земель особо охраняемых территорий рекреационного назначения муниципального района для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса сроком до 28.10.2059.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 06.12.2010. Участок передан арендатору по акту от 28.10.2010.
Ссылаясь на отсутствие у администрации муниципального образования прав на распоряжение земельным участком, расположенным в пределах городского округа, администрация городского округа обратилась в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Указывая на отнесение участка к землям особо охраняемых территорий федерального значения, территориальное управление вступило в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные (аналогичные) требования относительно предмета спора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Суды пришли к выводу об отсутствии у администрации городского округа материально-правовой заинтересованности в оспаривании результатов аукциона и договора аренды земельного участка в связи с тем, что данная сторона документально не подтвердила свои права на спорный участок в порядке, установленном статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Суды установили, что в заключении судебной землеустроительной экспертизы от 27.03.2012 сделан вывод о вхождении спорного земельного участка в состав границ муниципального района и городского поселения. В ЕГРП содержатся сведения о муниципальном районе как о правообладателе данного земельного участка.
Указанный земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых природных территорий. Доказательства регистрации в ЕГРП права собственности Российской Федерации на спорный участок управлением не представлены.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Суды установили, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 N 105 к курортам общереспубликанского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР (Махачкалинское, Манасское, Каякентское, Самурское взморья). Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 N 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу, что в отношении спорного земельного участка с 20.12.2008 (даты вступления в силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 224)) изменился уровень собственности (с федеральной на муниципальную). Исходя из того, что администрация муниципального района распорядилась участком, находящимся в собственности муниципального района, а управление не доказало наличие оснований, перечисленных в части 8 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, для отнесения земельного участка к федеральной собственности, признание недействительными протокола об итогах аукциона и договора аренды, а также погашение (аннулирование) записи о праве аренды общества не восстанавливает право Российской Федерации на земельный участок, относящийся к муниципальной собственности в силу норм Закона N 244, суды также не признали управление заинтересованным лицом в смысле статей 168 и 449 Гражданского кодекса Российской Федерации и отказали в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются: 1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; 2) нарушение права и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; 3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Доводы заявителя, изложенные им в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, являлись предметом исследования судебных инстанций и по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не являются основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра принятых по нему судебных актов в порядке надзора.
Нарушений норм процессуального права, влекущих изменение или отмену судебных актов, судами не допущено.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы, материалы дела и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А15-1102/2011 Арбитражного суда Республики Дагестан в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.05.2012 по делу 15-1102/2011, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.10.2012 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Г.Г. Попова |
Судьи |
О.М. Козырь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 февраля 2013 г. N ВАС-354/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А15-1102/2011
Истец: Администрация городского округа " город Избербаш"
Ответчик: Администрация МО "Каякентский район", Администрация муниципального района " Каятинский район", ООО " Физкультурно-оздоровительный лагерь " Русалка"
Третье лицо: Магомедов Р. Г., Министерство земельных и имущественных отношений РД, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Дагестан, Территориальное управление Росимущества в республике Дагестан, ТУ Росимущество по РД, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, ФГУ "Земельная кадастровая палата по РД", ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Дагестан, Федеральное бюджетное учреждение " Кадастровая палата по республике Дагестан"
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2013 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1868/12
06.09.2013 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1868/12
26.08.2013 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1102/11
12.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-354/13
17.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-354/13
12.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5691/12
06.08.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1868/12
14.05.2012 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1102/11