Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Маковской А.А., судей Моисеевой Е.М. и Поповой Г.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "Мосстроймеханизация-5" (г. Москва; далее - общество) о пересмотре в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.09.2012 по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-82850/11-114-702 по иску закрытого акционерного общества "Мосстроймеханизация-5" к Правительству Москвы, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению Высшего профессионального образования "Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова" об обязании подписать акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта по инвестиционному контракту от 20.03.2001 N ДМЖ.01.ЗАО.00245 (регистрационный номер 0107012/КТ001) в редакции дополнительного соглашения от 07.03.2003 N 1 в части исполнения обязательств сторон по строительству жилой и нежилой площади жилого дома, расположенного по адресу: город Москва, улица Покрышкина, дом 1, корпус 1 (строительный адрес: город Москва, ЗАО, район Тропарево-Никулино, проспект Вернадского, владение 86, корпус 8) (с учетом уточнений в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Третьи лица: Префектура Западного административного округа города Москвы, общество с ограниченной ответственностью "Центр земельных технологий", открытое акционерное общество "Москапстрой", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство образования и науки Российской Федерации.
Суд установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2012 заявленное требование удовлетворено. Суд в резолютивной части указал условия акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта в части исполнения обязательств сторон по жилой и нежилой части жилого дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Покрышкина, д. 1, корп. 1.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2012 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 27.09.2012 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит постановления судов апелляционной и кассационной инстанций отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела N А40-82850/11-114-702 Арбитражного суда города Москвы, коллегия судей приходит к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Правительство Москвы, общество, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования "Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова" (далее - университет), общество с ограниченной ответственностью "Центр земельных технологий" и открытое акционерное общество "Москапстрой" заключили инвестиционный контракт от 20.03.2001 N ДМЖ.01.ЗАО.00245 (далее - инвестиционный контракт).
Предметом данного контракта в редакции дополнительного соглашения N 1 от 07.03.2003 является реализация инвестиционного проекта по инвестированию и строительству первой очереди комплекса зданий жилищного назначения, общей площадью ориентировочно до 100 000 кв. метров, второй очереди комплекса зданий жилищного назначения площадью не менее 25 000 кв. метров, подлежащих возведению на территории университета по адресу: город Москва, проспект Вернадского, владение 86.
Статьей 5 инвестиционного контракта стороны предусмотрели условия и пропорции в процентном соотношении по разделу общей жилой и нежилой площади, а также площадей гаражей-стоянок между участниками контракта.
Пунктом 5.6 инвестиционного контракта установлено, что оформление имущественных прав сторон по результатам реализации проекта в части строительства каждого жилого дома производится в установленном порядке после сдачи каждого жилого дома в эксплуатацию на основании актов о результатах реализации инвестиционного проекта в части строительства конкретного жилого дома, которые составляются отдельно по каждому жилому дому. Данные акты являются основанием для регистрации Московским комитетом по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по мере оформления сторонами указанных актов, имущественных прав сторон и привлеченных ими соинвесторов и приобретателей права требования на получение площади.
Обязательства общества по контракту считаются исполненными в полном объеме с момента подписания акта о результатах реализации инвестиционного проекта в части строительства последнего из жилых домов, подлежащего возведению, согласно утвержденному проекту строительного комплекса.
Факт завершения строительства жилого дома, расположенного по адресу: город Москва, улица Покрышкина, дом 1, корпус 1 подтверждается актом приемки законченного производством строительно-монтажных работ жилого дома от 25.06.2007, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 17.10.2008 и установлен судом.
По факту исполнения обязательства по строительству данного жилого дома общество направило участникам инвестиционного проекта для подписания проект акта о результатах реализации инвестиционного проекта с прилагаемыми документами.
Однако акт со стороны Правительства Москвы и университета подписан не был, что явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из исполнения обществом согласованных сторонами условий инвестиционного контракта и отсутствии законных оснований для уклонения ответчиков от подписания акта.
Так, суд установил, что общество исполнило в полном объеме обязательства в части строительства последнего из жилых домов, подлежащего возведению согласно утвержденному проекту, факт завершения строительства жилого дома подтвержден, между участниками инвестиционного проекта отсутствует спор по поводу размера долей в общем имуществе. При таких обстоятельствах суд счел, что отказ от подписания акта реализации инвестиционного контракта нарушает права общества и заявленное требование подлежит удовлетворению. При этом суд первой инстанции указал, что акт о результатах реализации инвестиционного контракта, подписанный всеми участниками, является итоговым документом, который отражает раздел имущества в натуре и является правоустанавливающим документом, который представляется для проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, созданные в процессе инвестиционной деятельности.
Суд апелляционный инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Инвестиционный контрактом был квалифицирован судом как договор простого товарищества. Ссылаясь на положения статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), суд апелляционной инстанции счел, что акт о реализации инвестиционного проекта по своей правовой природе является соглашением участников инвестиционной деятельности о добровольном разделе объекта инвестиций. В случае, если стороны не смогли достигнуть добровольного соглашения о распределении долей при реализации инвестиционного контракта и подписать акт, истцу следовало обратиться с иском о выделении доли из общего имущества и определении ее размера.
Кассационная коллегия согласилась с выводами суда апелляционной инстанции о том, что требование о подписании акта о результатах реализации инвестиционного проекта является ненадлежащим способом защиты права, указав также на то, что в судебном порядке нельзя обязать совершить добровольное действие, в связи с чем оснований для удовлетворения указанного требования у суда первой инстанции не имелось.
Между тем судами апелляционной и кассационной инстанции не учтено следующее.
Квалифицируя акт о результатах реализации инвестиционного контракта, со ссылкой на статью 252 Кодекса, содержащей положения о разделе и выдели доли из имущества, находящегося в долевой собственности, суды апелляционной и кассационной инстанции исходили из того, что у участников инвестиционного контракта возникла общая собственность на вновь созданное имущество и цель обращения заявителя в суд является раздел этого имущества между сособственниками.
Однако, учитывая правовые подходы, сформулированные в постановлении от 29.04.2010 N 10/22 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", а также постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (например, постановления от 25.09.2012 N 4007/12, от 24.01.2012 N ВАС-11450/11 и др.), к порядку возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества и разрешения споров между контрагентами договоров, связанных с инвестиционной деятельностью, направленной на создание объектов недвижимости, нельзя признать, что на построенный жилой дом (объект недвижимого имущества) в отсутствии государственной регистрации прав участников инвестиционного контракта возникла долевая собственность.
Кроме того, как следует из заявления общества и его пояснений, и как установлено судом первой инстанции, между сторонами отсутствует спор о размере долей.
Целью подписания акта о реализации инвестиционного контракта является подтверждение исполнения всеми сторонами своих обязательств, вытекающих из инвестиционного контракта, а также получение необходимого документа для обращения в регистрирующий орган для регистрации своего права, поскольку Федеральным законом от 12.12.2011 N 427-ФЗ были установлены дополнительные требования в отношении регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, созданный по договору, заключенному с публично-правовым образованием либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года.
Так, Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) был дополнен статьей 24.2, согласно которой государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимого имущества при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по данному договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества, предусмотренным этим документом.
Положения статьи 24.2 Закона о регистрации (в редакции Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ) распространяются на договоры, которые заключены до дня вступления в силу Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ и обязательства сторон по которым исполнены до дня его вступления в силу, но при этом права собственности на созданные в рамках исполнения данных договоров объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.
Таким образом. в силу специфики регулирования инвестиционно-строительных отношений, в которых участвует публично-правовое образование, не подписание любой из сторон инвестиционного контракта акта о реализации инвестиционного проекта не позволяет никому из участников этих отношений в установленном порядке обратиться за регистрацией своего права. При этом спор, связанный с уклонением кого-либо из участников от подписания акта о реализации инвестиционного проекта, представляет собой спор об исполнении условий самого инвестиционного контракта.
С учетом изложенного, дело N А40-82850/11-114-702 Арбитражного суда города Москвы подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора судебных актов на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях формирования единообразного подхода к толкованию и применению арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А40-82850/11-114-702 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.09.2012.
2. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до "08" апреля 2013 года.
Председательствующий судья |
А.А. Маковская |
Судьи |
Е.М. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 марта 2013 г. N ВАС-18185/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-82850/2011
Истец: ЗАО "Мосстроймеханизация-5"
Ответчик: Московская государственная академия тонкой химической технологии им.М.В.Ломоносова, Правительство города Москвы, Правительство Москвы, ФГБОУВПО "Московский государственный университет тонких химических технологий им. М. В. Ломоносова"
Третье лицо: Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство образования и науки РФ, ОАО "Москапстрой", ООО "Центр земельных технологий", Префектура ЗАО г. Москвы, Префектура ЗАО города Москвы, Росимущество, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9999/14
17.12.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-82850/11
04.06.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 18185/12
04.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18185/12
28.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18185/12
29.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18185/12
27.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-10198/12
07.06.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9049/12
09.02.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-82850/11