Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2013 г. N ВАС-2140/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б., судей Борисовой Е.Е., Медведевой А.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Управления муниципальной собственности Администрации города Троицка Челябинской области, г. Троицк о пересмотре в порядке надзора постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 по делу N А76-4785/2012 Арбитражного суда Челябинской области и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.10.2012 по тому же делу по заявлению Управления муниципальной собственности Администрации города Троицка Челябинской области (далее - Управление муниципальной собственности) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, г. Челябинск (далее - Управление Росреестра) о признании недействительным сообщения от 08.02.2012 N 35/091/2011-189 Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на нежилое помещение N 1 площадью 94, 4 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Дерибаса, д. 28.
К участию в деле в качестве заинтересованного третьего лица привлечена Администрация города Троицка.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.06.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.10.2012, решение суда от 19.06.2012 отменено, и в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, Управление муниципальной собственности (заявитель) не согласно с выводами названных судов по вопросу об отсутствии необходимых документов для осуществления государственной регистрации права собственности муниципального образования на названный объект. По мнению заявителя, право муниципальной собственности на указанное недвижимое имущество возникло в силу закона - Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1) и Приложения 3 к этому Постановлению. Заявитель приводит доводы и просит в порядке надзора отменить оспариваемые судебные акты, как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к заключению о том, что дело не подлежит передаче на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьёй 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При рассмотрении дела апелляционным судом установлено, что Управление муниципальной собственности 09.12.2011 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на упомянутый объект недвижимого имущества, представив кадастровый паспорт от 20.09.2010 N 133, постановление Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Троицка от 22.10.1992 N 79 о передаче нежилых помещений с баланса муниципального предприятия "Троицкжилремэксплуатация" на баланс указанного Комитета, выписку из реестра муниципального имущества г. Троицка от 28.11.2011.
Управлением Росреестра отказано заявителю в государственной регистрации права муниципальной собственности на данный объект со ссылкой на положения абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), так как заявителем не представлены на государственную регистрацию документы - основания возникновения права собственности, поскольку представленное им постановление Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Троицка от 22.10.1992 N 79 не является надлежащим основанием для осуществления государственной регистрации права собственности на указанное недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к этому Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Из пункта 1 Приложения 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 следует, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в частности, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 этого Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно установленному порядку подлежали составлению Перечни объектов, решения по которым принимались соответствующим органом исполнительной власти, и правоустанавливающим документом, свидетельствующим о передаче объекта недвижимого имущества в состав муниципальной собственности, является утверждённый соответствующим Советом народных депутатов перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность.
В пункте 1 (абзацы первый, второй) статьи 17 Закона N 122-ФЗ указано, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о необходимости представления в Управление Росреестра соответствующего правоустанавливающего документа для осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество основаны на нормах законодательства.
Доводам заявителя названными судами дана правовая оценка, основанная на установленных по делу обстоятельствах.
Анализ доводов, содержащихся в заявлении о пересмотре в порядке надзора оспариваемых судебных актов, показал, что в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 304 АПК РФ, для передачи дела на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А76-4785/2012 Арбитражного суда Челябинской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.10.2012, принятых по указанному делу, отказать.
Председательствующий судья |
В.Б. Куликова |
Судьи |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2013 г. N ВАС-2140/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А76-4785/2012
Истец: Управление муниципальной собственности Администрации г. Троицка, Управление муниципальной собственности Администрации г. Троицка Челябинской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области
Третье лицо: Администрация г. Троицка Челябинской области, Администрация города Троицка Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10314/12
20.08.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7711/12
19.06.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-4785/12