Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 марта 2013 г. N ВАС-2352/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Валявиной Е.Ю, судей Бабкина А.И., Горячевой Ю.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее - Управление, УФК) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кировской области от 20.04.2012 по делу N А28-2294/2012-37/31, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.11.2012 по тому же делу
по заявлению администрации Слободского муниципального района Кировской области (далее - Администрация) о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков, возникших в связи с возмещением расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг работнику МЛПУ "Вахрушевская районная больница".
Другие лица, участвующие в деле: Департамент финансов Кировской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Кировской области от 20.04.2012, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.11.2012, требования Администрации удовлетворены.
В заявлении о пересмотре принятых по делу судебных актов в порядке надзора Управление просит их отменить со ссылкой на неправильное применение судами по настоящему делу норм материального права.
Оценив доводы заявителя и содержание оспариваемых судебных актов, коллегия судей не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Решением мирового судьи судебного участка N 39 Слободского района Кировской области от 31.08.2011 с администрации Слободского муниципального района Кировской области в пользу Родыгиной Елизаветы Ивановны взыскано 33 216,92 рублей расходов на оплату жилого помещения с освещением и отоплением.
Во исполнение решения суда Администрация перечислила Родыгиной Е.И. упомянутые денежные средства по платежному поручению от 23.12.2011 N 2934.
Расходы по предоставлению льгот Администрации не были возмещены, поэтому она обратилась в арбитражный суд с иском к Российской Федерации.
Возражая против удовлетворения требований Администрации, УФК ссылается на пересмотр системы социальных гарантий Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, согласно пункту 50 статьи 35 которого решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Кроме того, Управление указывает на незаконность бездействия Администрации, выразившегося в непринятии нормативно-правового акта, устанавливающего меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, а также на отсутствие в деле доказательств обращения Администрации к Российской Федерации с просьбой о предоставлении финансовой помощи.
Удовлетворяя требования Администрации, суды руководствовались статьями 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 84, 86 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 154, 155 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления", пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражным судом норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Судами установлено, что финансовое обеспечение прав, социальных гарантий медицинских и фармацевтических работников, работающих и проживающих в сельской местности, является расходным обязательством Российской Федерации.
На основе анализа правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П и в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2009 N 23, судами сделан верный вывод о том, что передача отдельных государственных полномочий Российской Федерации на другой уровень власти должна сопровождаться одновременной передачей нижестоящим бюджетам финансовых средств, необходимых для осуществления соответствующих полномочий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23
Из установленных судами обстоятельств настоящего дела следует, что Российская Федерация, установив льготы для медицинских работников, проживающих в сельской местности, и наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, должна была обеспечить органы местного самоуправления необходимыми материальными и финансовыми средствами, однако обязанность по компенсации таких затрат не исполнила.
Доводы надзорной жалобы были предметом рассмотрения судов первой, апелляционной и кассационной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А28-2294/2012-37/31 Арбитражного суда Кировской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Кировской области от 20.04.2012, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.11.2012 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Валявина |
Судьи |
А.И. Бабкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 марта 2013 г. N ВАС-2352/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А28-2294/2012
Истец: Администрация Слободского муниципального района Кировской области
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Российская Федерация, в лице Министерства финансов РФ, представитель в Кировской области - Управление федерального казначейства по Кировской области
Третье лицо: Департамент финансов Кировской области