Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 марта 2013 г. N ВАС-3097/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Иркутской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 22.05.2012 по делу N А19-1181/2012, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Автоколонна 1948" (далее - общество) к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (далее - Минфин Иркутской области) о взыскании 7 459 262 рублей 46 копеек расходов, понесенных за период с апреля по сентябрь 2011 года в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки (с учетом уточнения иска).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району (далее - управление минсоцразвития по Ангарскому району).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Иркутской области от 22.05.2012 исковое требование удовлетворено частично: с Иркутской области в лице Минфина Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу общества взыскано 7 451 234 рубля 78 копеек. В остальной части иска отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 27.11.2012 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин Иркутской области просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что между управлением минсоцразвития по Ангарскому району (распорядителем) и обществом (получателем) заключено соглашение от 19.04.2011 N 107, согласно которому распорядитель предоставляет в 2011 году получателю субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат, понесенных в связи с перевозкой автомобильным транспортом общего пользования по сезонным (садоводческим) маршрутам отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральными и областными законами; размер субсидий определяется исходя из тарифов, установленных в соответствии с законодательством, протяженности сезонных (садоводческих) маршрутов, количества выданных гражданам месячных проездных билетов и поездок, приходящихся на одного пассажира в месяц.
В силу пункта 2.2.5 соглашения на получателя возложена обязанность по оформлению и выдаче месячных проездных билетов отдельным категориям граждан в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112.
Размер понесенных обществом расходов определен как разница между фактически перечисленными ему денежными средствами от реализации проездных билетов и суммой денежных средств, которые общество должно было бы получить от перевозки льготных категорий граждан по установленному тарифу (то есть как разница между нормативной ценой одного проездного документа и его фактической стоимостью).
Показатели, используемые обществом, подтверждены материалами дела, и сторонами не оспорены.
Предъявленные обществом расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.
Право бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования для льготных категорий граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан.
Оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства (реестры учета выданных месячных проездных билетов за период с 30.04.2011 по 30.09.2011, отчеты об объемах оказанных услуг по пассажирским перевозкам), проверив расчет расходов, суды установили, что обществом выдано 109 304 бесплатных проездных билета на сезонные (садоводческие) маршруты на общую сумму 43 641 272 рубля, из них 36 182 009 рублей 54 копейки возмещено обществу из бюджета Иркутской области.
Удовлетворяя исковое требование в сумме 7 451 234 рублей 78 копеек, суды исходили из доказанности предоставления обществом в спорный период транспортных услуг по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки; представления надлежащих доказательств, подтверждающих сумму понесенных обществом расходов; наличия вины Минфина Иркутской области, выразившейся в том, что государственные органы регионального уровня не создали систему, позволяющую реализовать право перевозчика на полное возмещение ему расходов.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Выводы судов соответствуют сложившейся практике рассмотрения споров данной категории дел.
Довод Минфина Иркутской области о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области как главный распорядитель средств областного бюджета, был предметом рассмотрения судами и отклонен как несостоятельный. В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации указанный государственный орган несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из областного бюджета. Доказательств того, что названному министерству выделялись указанные средства, Минфином Иркутской области не представлено. Между тем Минфин Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, обеспечение управления областным государственным долгом, казначейское исполнение областного бюджета, а также осуществляющим финансовый контроль в установленной сфере деятельности.
Приведенные Минфином Иркутской области доводы о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельства дела направлены на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда надзорной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А19-1181/2012 Арбитражного суда Иркутской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 22.05.2012, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 марта 2013 г. N ВАС-3097/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А19-1181/2012
Истец: ОАО "Автоколонна 1948"
Ответчик: Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области
Третье лицо: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Управлениет министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району