Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Е.Ю. Валявиной, судей А.И. Бабкина, С.В. Сарбаша рассмотрела в судебном заседании заявление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 01.03.2013 N 04-09-408/кгрт о пересмотре в порядке надзора постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2012 по делу N А57-12100/2011 Арбитражного суда Саратовской области и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.12.2012 по тому же делу
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (г. Самара) к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - комитет), закрытому акционерному обществу "Независимая электросетевая компания" (г. Самара), Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, Федеральной службе по тарифам Российской Федерации (г. Москва) о признании недействительным распоряжения комитета от 24.06.2011 N 12/1-р "Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к распределительным сетям открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" по индивидуальному проекту для закрытого акционерного общества "Независимая электросетевая компания".
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Саратовской области от 09.06.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.12.2012, решение суда первой инстанции отменено, заявленное требование удовлетворено.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций комитет ссылается на нарушением судами норм материального права, прав и законных интересов закрытого акционерного общества "Независимая электросетевая компания" в сфере предпринимательской деятельности, а также нарушение прав неопределенного круга лиц.
Оценив доводы заявителя и содержание оспариваемых судебных актов, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из того, что в соответствии с пунктом 5 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения) при присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции последняя выполняет функции сетевой организации в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора. Указанное ограничение владельца электростанции по выполнению функций сетевой организации направлено на соблюдение законодательного запрета по совмещению деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, установленного статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике".
Таким образом, общество "Волжская ТГК" как владелец электростанции должно выполнять функции сетевой организации, но только в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора.
Вместе с тем из содержания пункта 5 Правил технологического присоединения не следует, что электростанция выполняет все функции сетевой организации по отношению к потребителю. На владельца электростанции применительно к рассматриваемому случаю законом не возложена обязанность по разработке и выдаче проекта договора и технических условий, а также выполнения действий, направленных на фактическое присоединение потребителя.
Судом апелляционной инстанции в ходе рассмотрения дела установлено, что источники электроэнергии ГРУ-6 кВ Саратовской ГРЭС - филиала общества "Волжская ТГК" присоединены к сетям ОАО "МРСК Волги", являющейся сетевой организацией, оказывающей передачу электроэнергии. Таким образом, полномочия по обращению в орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту возложены на сетевую организацию.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А57-12100/2011 Арбитражного суда Саратовской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.12.2012 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Валявина |
Судьи |
А.И. Бабкин |
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 апреля 2013 г. N ВАС-3562/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А57-12100/2011
Истец: ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания"
Ответчик: Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, Федеральная служба по тарифам Российской Федерации
Третье лицо: ЗАО "Независимая электросетевая компания", Управление Федеральной антимонопольной службы по Сар.обл.