Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 апреля 2013 г. N ВАС-4677/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Харчиковой Н.П., судей Бондаренко С.П., Прониной М.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике (г. Нальчик) от 28.03.2013 N 29/459 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2012 по делу N А20-2663/2012, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.02.2013 по тому же делу
по иску Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике (г. Нальчик, далее - министерство внутренних дел) к Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики (г. Нальчик, далее - Минфин КБР) о взыскании 851 794 рублей убытков.
Суд установил: решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.02.2013, в иске отказано.
В заявлении о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора министерство внутренних дел просит их отменить, ссылаясь на неправильную оценку судами представленных доказательств, а также допущенные нарушения норм права.
Изучив содержание принятых по делу судебных актов, доводы заявителя, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации считает, что заявление министерства внутренних дел подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как установлено судами, в связи с несвоевременным исполнением решений мирового судьи судебного участка N 6 города Нальчика от 07.04.2008 о взыскании с министерства внутренних дел в пользу Шогенова А.М., Шогенова М.И., Кодзокова А.Л. и Хашкулова Б.3. денежных средств в качестве компенсации за сверхурочную работу в выходные и праздничные дни, истцы обратились в мировой суд с требованием произвести индексацию присужденных денежных средств в порядке, предусмотренном статьей 208 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.
Определениями мирового судьи судебного участка N 6 города Нальчика от 18.05.2011, от 29.09.2011, от 07.10.2011 требования об индексации присужденных денежных средств удовлетворены, выданы исполнительные листы, которые предъявлены в Минфин КБР на исполнение.
Письмами от 26.10.2011 N 13/4617, от 24.10.2011 N 13/4577, от 30.11.2011 N 13/4518, от 13.12.2011 N 13/5459 Минфин КБР уведомило министерство внутренних дел о поступлении исполнительных документов в отношении вышеуказанных лиц и необходимости представить в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления:
- информацию об источниках образования задолженности, а при образовании задолженности в результате деятельности должника, финансируемой из бюджета, о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года;
- при отсутствии или недостаточности остатка лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов, необходимых для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, - заверенную копию запроса-требования главному распорядителю (распорядителю) о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования в целях исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;
- при неисполнении требований исполнительного документа операции по расходованию средств на лицевых счетах (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) будут приостановлены.
В ответ на указанные письма министерство внутренних дел письмами от 09.11.2011 N 10/1307, от 30.12.2011 N 10/1659, от 23.12.2011 N 10/1600 информировало Минфин КБР о том, что источником образования задолженности являются средства республиканского (КБР) бюджета ЦСР 2026701 ВР 014 ЭКР 290 900. С учетом недостаточности средств для оплаты исполнительных документов по ЦСР 2026701 ВР 014 ЭКР 290 900 Минфину КБР предложено уменьшить в ЦБ МВД по КБР (А-1900) по ЭКР 340 104, 340101 соответствующие суммы, увеличив в ЦБ МВД по КБР (А-1900) на соответствующую сумму по ЭКР 290900. При этом Минфин КБР обязалось по уменьшаемым статьям расходов не допускать кредиторской задолженности.
Платежным поручением от 30.12.2011 N 123464937 исполнительный лист в отношении Шогенова А.М. исполнен. Между тем указанное платежное поручение возвращено по причине закрытия лицевого счета взыскателя. Письмом от 24.02.2012 N 13/635 Минфин КБР возвратил взыскателю исполнительный лист.
На основании заявлений взыскателей о возврате исполнительных листов без исполнения исполнительные листы в отношении Шогенова М.И., Кодзокова А.Л. возвращены Минфином КБР письмами от 19.01.2012 N 13/196, от 03.02.2012 N 13/457.
Письмом от 06.03.2012 N 13/831 исполнительный лист в отношении Хашкулова Б.З. возвращен Минфином КБР без исполнения со ссылкой на то, что с 01.01.2012 финансирование деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Управлением федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике требования названных исполнительных листов исполнены в полном объеме за счет федерального бюджета.
Полагая, что в результате бездействия Минфина КБР исполнительные листы, которые должны были быть исполнены за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, исполнены за счет средств федерального бюджета, чем министерству внутренних дел причинены убытки, последнее обратилось в суд с настоящим иском.
Оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", устанавливающим, что с 01.01.2012 финансирование органов внутренних дел осуществляется за счет средств федерального бюджета, суды пришли к выводу об отказе в иске в связи с отсутствием доказательств неправомерности действий (бездействия) ответчика и наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) Минфина КБР и понесенными министерством внутренних дел убытками.
Ответственность государства за действия должностных лиц, предусмотренная статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает только при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда надзорной инстанции не входит.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами не допущено.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора может быть вынесено лишь при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку названные основания для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отсутствуют, оспариваемые судебные акты не могут быть пересмотрены в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А20-2663/2012 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 04.09.2012, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.02.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Н.П. Харчикова |
Судьи |
С.П. Бондаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 апреля 2013 г. N ВАС-4677/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А20-2663/2012
Истец: МВД по КБР, Министерство внутренних дел по КБР
Ответчик: Министерство финансов КБР