Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 апреля 2013 г. N ВАС-4595/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Рязанской области от 04.06.2012 по делу N А54-3552/2012, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20.12.2012 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия г.Рязани "Управление Рязанского троллейбуса" (далее - предприятие) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 60 654 895 рублей 30 копеек расходов, образовавшихся в связи с перевозкой льготных категорий граждан по социальным талонам-билетам за 2010 год.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, государственное учреждение "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области", Министерство социальной защиты населения Рязанской области, Рязанская область в лице Министерства финансов Рязанской области.
Суд установил: решением Арбитражного суда Рязанской области от 04.06.2012 исковое требование удовлетворено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 20.12.2012 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что между Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (в настоящее время - Министерство транспорта Рязанской области) и МУП г.Рязани "Троллейбусно-трамвайное управление" (в настоящее время - МУП г.Рязани "Управление Рязанского троллейбуса") заключен договор от 25.11.2009 N 128/02/1 об организации транспортного обслуживания населения и о возмещении расходов, связанных с перевозкой граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации.
Предприятие во исполнение условий названного договора, постановления правительства Рязанской области от 15.06.2006 N 151 "Об утверждении Порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области" (далее - постановление N 151) осуществляло в 2010 году перевозку инвалидов, ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющих в силу закону право на меры социальной поддержки, по льготным ценам на месячные именные социальные талоны-билеты, установленные названным постановлением.
Разница между стоимостью проездного билета для обычных категорий граждан и стоимостью льготного проездного билета составляет плату, недополученную предприятием с граждан в связи с предоставлением им льгот по оплате услуг перевозки общественным транспортом.
Сумма, которую предприятие должно выплатить МУП "Рязанская автоколонна N 1310" на основании протокола распределения доходов составляет 1 940 008 рублей.
В счет компенсации расходов по перевозке льготных категорий граждан предприятием от Министерства транспорта Рязанской области получено 18 672 491 рубль средств федерального бюджета.
Расчет с предприятием по компенсации расходов производится путем перечисления сумм пропорционально проданным месячным социальным талонам-билетам в городском сообщении в пределах выделения бюджетных средств.
Ссылаясь на то, что неполученная от потребителей услуг - федеральных льготников - плата не была полностью компенсирована, предприятие, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование за счет казны Российской Федерации, суды исходили из того, что осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации; переданных из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации денежных средств на реализацию льгот по перевозке пассажиров оказалось недостаточно; при определении расчетным методом размера понесенных расходов предприятие исходило из количества проданных социальных талонов-билетов, разницы в стоимости между обычными проездными билетами и социальными талонами-билетами, суммы поступлений из федерального бюджета на компенсацию расходов, суммы доходов, причитающихся истцу от продажи социальных талонов-билетов от МУП "Рязанская автоколонна N 1310" пропорционально доле истца в соответствии с протоколами распределения доходов между данными организациями, в пунктах продажи которых осуществлялась реализация социальных талонов-билетов на проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях, в соответствии с постановлением N 151.
При этом суды руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, статьями 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Довод Минфина России о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Выводы судов соответствуют сложившейся практике рассмотрения споров данной категории дел.
Доводы заявителя о недоказанности размера расходов направлены на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда надзорной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А54-3552/2012 Арбитражного суда Рязанской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 04.06.2012, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20.12.2012 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 апреля 2013 г. N ВАС-4595/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А54-3552/2012
Истец: МУП города Рязани "Управление Рязанского троллейбуса"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области, Министерство социальной защиты населения Рязанской области, Рязанская область в лице Министерства финансов Рязанской области, Рязанская область, в лице Министерства финансов Рязанской области