Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 апреля 2013 г. N ВАС-4670/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кировской области от 28.09.2012 по делу N А28-6444/2012-185/9, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.03.2013 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия "Подосиновское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - предприятие) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области о взыскании за счет казны Российской Федерации 49 181 рубля 86 копеек, Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области о взыскании за счет казны Кировской области 12 391 рубля 82 копеек расходов, возникших в результате предоставления отдельным категориям гражданам в четвертом квартале 2011 года льгот по оплате проезда в транспорте общего пользования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Подосиновского района Кировской области (далее - администрация).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Кировской области от 28.09.2012 исковое требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 06.03.2013 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что предприятие в четвертом квартале 2011 года на основании договора от 01.01.2011 N 2/16, заключенного с администрацией, осуществляло пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования по пригородным маршрутам Подосиновского района Кировской области, в том числе перевозки пассажиров, имеющих право на льготы.
В спорный период действовали тарифы, утвержденные решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 04.04.2011 N 11 "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированном транспорте городского, пригородного и международного сообщения на территории Кировской области".
Согласно представленному в материалы дела отчету о перевезенных пассажирах за четвертый квартал 2011 года предприятие оказало услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам с 100-го по 106-й, в том числе перевозки пассажиров, имеющих право на льготы: 16 192 человека, из них 5 759 человек по федеральным полномочиям, 3 636 человек - по областным и 6 797 человек - прочие категории граждан, пользующихся правом льготного проезда. Отчет согласован с главой администрации.
По расчетам истца общая сумма выпадающих доходов по городским перевозкам за четвертый квартал 2011 года составила 138 279 рублей 68 копеек, в том числе по федеральным льготникам - 49 181 рубль 86 копеек, по областным льготникам - 31 051 рубль 44 копейки, по прочим категориям - 58 046 рублей 38 копеек.
Неполное возмещение предприятию расходов от предоставления названных льгот явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Расчет расходов от перевозки граждан, имеющих право льготного проезда, за спорный период осуществлен предприятием исходя из следующих данных: количества перевезенных льготных категорий граждан, разницы между льготным и общим тарифом на проезд в общественном транспорте, средней протяженности поездки на пригородном маршруте. При этом для определения количества каждой категории граждан, имеющих право на льготный проезд, предприятие использовало данные, предоставленные ему из органов, обеспечивающих социальную защиту и пенсионное обеспечение граждан.
Факт несения расходов и их размер подтверждены материалами дела.
Объем переданных из федерального бюджета средств не полностью покрыл расходы предприятия по предоставлению льгот, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской федерации.
Удовлетворяя исковое требование за счет казны Российской Федерации, суды руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, статьями 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено. Выводы судов соответствуют сложившейся практике рассмотрения споров данной категории дел.
Довод Минфина России о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, был предметом рассмотрения судами и отклонен как ошибочный. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Возражения заявителя относительно недоказанности предприятием элементов состава деликтной ответственности и об отсутствии причинно-следственной связи между возникновением расходов и действиями (бездействием) ответчиков являются несостоятельными, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А28-6444/2012-185/9 Арбитражного суда Кировской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 28.09.2012, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.03.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 апреля 2013 г. N ВАС-4670/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А28-6444/2012
Истец: МУП "Подосиновское пассажирское автотранспортное предприятие"
Ответчик: Департамент финансов Кировской области, Представитель Минфина РФ в Кировской области -Управление федерального казначейства по Кировской области
Третье лицо: Администрация Подосиновского района Кировской области, Управление Федерального казначейства по Кировской области