Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 апреля 2013 г. N ВАС-4381/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Петровой С.М, судей Зориной М.Г. и Поповченко А.А. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству республики Калмыкия (ул. Дармаева, д. 21, г. Элиста, Республика Калмыкия, 358000) о пересмотре в порядке надзора постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.02.2013 по делу N А22-155/2010 Арбитражного суда Республики Калмыкия по иску Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (правопредшественник Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству республики Калмыкия) к обществу с ограниченной ответственностью "СтройСпецСервис" (правопредшественник общества с ограниченной ответственностью "Валет", ул. Вербная, д. 20, стр. 5, Москва, 109147) о взыскании излишне выплаченных по государственному контракту от 14.05.2008 N 34 денежных средств и неустойки, а так же встречному иску общества с ограниченной ответственностью "СтройСпецСервис" к Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Другие лица, участвующие в деле: закрытые акционерные общества "ДСК", "Страховая группа "УралСиб", Казенное предприятие РК Дирекция Стройзаказчик.
СУД УСТАНОВИЛ:
по итогам открытого аукциона Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству республики Калмыкия (далее - Министерство, заказчик) и общество "СтройСпецСервис" (далее - общество, подрядчик) заключили государственный контракт от 14.05.2008 N 34 (далее - контракт) на выполнение работ по строительству и реконструкции объекта: "Реконструкция здания Национальной библиотеки имени Амур-Сана с пристройкой информационно-образовательного центра для детей и юношества, г. Элиста, Республика Калмыкия", согласно условиям которого подрядчик принял обязательство по заданию заказчика выполнить в соответствии с видами, объемами работ и материалами, предусмотренными проектно-сметной документацией, составленной в соответствии с Территориальными Единичными Расценками Республики Калмыкия (ТЕР 2001), являющейся неотъемлемой частью контракта, работы и сдать заказчику, а заказчик принять вышеуказанные работы и обеспечить их оплату.
Стоимость предусмотренных к выполнению работ составляет 243 800 000 рублей, является твердой и неизменной на протяжении всего срока выполнения контракта.
Оплата работ осуществляется путем перечисления 10 процентного авансового платежа. Дальнейший расчет производится ежемесячно, на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 и прилагаемой к ней расшифровки по видам работ формы КС-2, подписанных сторонами.
Правительством Республики Калмыкия принято постановление от 26.05.2008 N 199 "О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства за счет средств республиканского бюджета", согласно пункту 4 которого при взаиморасчетах за выполненные работы на объектах капитального строительства, по которым начальная (максимальная) цена государственного контракта определена в соответствии с названным порядком, используются те же индексы, по которым определялась начальная (максимальная) цена государственного контракта, в том числе индекс изменения стоимости материалов без предъявления фактической стоимости материалов, изделий и конструкций, при этом необходимо применять коэффициент снижения, определенный как отношение цены, предусмотренной в заявке, поданной победителем аукционных или иных процедур по размещению государственного заказа Республики Калмыкия, к начальной (максимальной) цене государственного контракта.
Между сторонами контракта подписан протокол согласования представления форм КС-2 и КС-3 от 20.10.2008, по условиям которого в 2008 году для оплаты выполненных работ формы КС-2 и КС-3 представляются без применения понижающего коэффициента с учетом фактических закупочных цен на материалы; в 2009 году для оплаты выполненных работ формы КС-2 и КС-3 представляются с понижающим коэффициентом в зависимости от остатка невыплаченных по контракту средств.
Подрядчику во исполнение условий государственного контракта перечислено 109 923 253 рубля 65 копеек.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Калмыкия проведена проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию адресной инвестиционной программы, в Агентстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее - Агентство) за 2008 год и девять месяцев 2009 года, по результатам которой составлен акт от 02.12.2009, согласно которому при расчете стоимости работ в 2008-2009 годах обществом при предъявлении к оплате счетов форм КС-2 не применялся понижающий коэффициент, а стоимость материалов предъявлялась по фактическим затратам.
Исходя из данных начальной максимальной цены контракта в размере 270 442 000 рублей и согласованной цены контракта в размере 243 800 000 рублей, согласно постановлению Правительства Республики Калмыкия от 26.05.2008 N 199, понижающий коэффициент составляет 0,82, в результате его неприменения стоимость работ завышена на 3 253 035 рублей 10 копеек.
Агентство направило обществу претензию от 02.02.2010 N 02-02/375-100 с предложением возвратить неправомерно перечисленные за период с октября 2008 года по сентябрь 2009 года денежные средства в размере 3 253 035 рублей 10 копеек, однако общество в письме от 10.02.2010 N 66 отказалось возвратить денежные средства со ссылкой на отсутствие в государственном контракте и Федеральном законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" норм об обязательном применении понижающего коэффициента.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Агентства в арбитражный суд с иском к обществу о взыскании 3 253 035 рублей 10 копеек излишне уплаченных денежных средств по контракту и 3 639 510 рублей 50 копеек неустойки.
Обществом заявлен встречный иск о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Агентства на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (в связи с переименованием), общества "СтройСпецСервис" на общество с ограниченной ответственностью "Валет" (в связи с реорганизацией в форме слияния; далее - ООО "Валет").
Решением Арбитражного суда республики Калмыкия от 29.05.2012 исковые требования министерства удовлетворены частично, с ООО "Валет" в пользу министерства взысканы излишне уплаченные денежные средства в размере 3 253 035 рублей 10 копеек и неустойка в размере 193 237 рублей 70 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказано. Встречный иск ООО "Валет" удовлетворен полностью.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.02.2013, решение суда первой инстанции от 29.05.2012 отменено в части взыскания с ООО "Валет" в пользу Министерства излишне уплаченных денежных средств в размере 3 253 035 рублей 10 копеек и неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств в размере 193 237 рублей 70 копеек, всего 3 444 272 рубля 80 копеек, в удовлетворении исковых требований Министерства к ООО "Валет" отказано в полном объеме. Встречное исковое заявление ООО "Валет" к Министерству удовлетворено полностью.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Министерством ставится вопрос о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов как принятых с нарушением норм материального права.
Рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, исходя из содержания судебных актов, коллегия судей оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра в порядке надзора судебных актов не установила.
Согласно статье 768 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Названная статья предусматривает принятие отдельного закона о подрядах для государственных и муниципальных нужд, однако соответствующий закон до настоящего времени не принят.
При таких обстоятельствах в регулировании подрядных работ для государственных и муниципальных нужд приоритетное значение остается за нормами Гражданского кодекса: в части, не урегулированной статьями 763 - 767 Кодекса, должны применяться в зависимости от вида подрядных работ положения параграфа 3 или 4 главы 37 Кодекса, а затем - общие положения о договоре подряда (параграф 1 главы 37 Кодекса).
Ни статьи 763 - 767, ни положения параграфов 3, 4 главы 37 Кодекса не регулируют вопроса изменения стоимости выполненных работ, в том числе в связи с применением каких-либо коэффициентов, в связи с чем подлежат применению общие положения о подряде.
В соответствии с пунктом 4 статьи 709 Кодекса цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
По условиям контракта цена подлежащих выполнению подрядных работ является твердой.
Поскольку судами установлен факт выполнения подрядчиком предусмотренных контрактом работ в полном объеме и принятия их результата заказчиком без возражений и замечаний, такие работы, согласно положениям статьи 711 Кодекса, подлежат оплате в полном объеме.
Сам по себе акт комиссии Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Калмыкия от 02.12.2009, в котором отражено завышение стоимости выполненных подрядчиком работ ввиду неприменения понижающего коэффициента в размере 0,82 от стоимости работ, исчисленного в соответствии постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26.05.2008 N 199, не является доказательством того, что подрядчиком завышена стоимость выполненных работ.
Выводы судов апелляционной и кассационной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований министерства соответствуют положениям главы 37 Кодекса.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А22-155/2010 Арбитражного суда Республики Калмыкия для пересмотра в порядке надзора постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.02.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
С.М. Петрова |
Судьи |
М.Г. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 апреля 2013 г. N ВАС-4381/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А22-155/2010
Истец: Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия
Ответчик: ООО "Валет" (ранее - ООО "СтройСпецСервис"), ООО "СтройСпецСервис", ООО Валет
Третье лицо: ЗАО "Домостроительный комбинат", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ЗАО "Страховая группа УралСиб в лице Калмыцкого филиала ЗАО Страховая группа УралСиб", ЗАО Страховая группа УралСиб в лице Калмыцкого филиала, Казенное предприятие Республики Калмыкия, Дирекция "Стройзаказчик", Казенное предприятие РК Дирекция Стройзаказчик, ГУ "Южный Региональный центр судебной экспертизы Министерства Юстиции РФ"
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2015 Определение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-155/10
23.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4381/13
01.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4381/13
15.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-85/13
23.10.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2119/12
29.05.2012 Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-155/10