Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2013 г. N ВАС-6140/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи А.И. Бабкина и судей Е.Ю. Валявиной, Ю.Ю. Горячевой рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства управления финансами Самарской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 28.08.2012 по делу N А55-8729/2012, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.03.2013 по тому же делу.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственной унитарное предприятие "Почта России" в лице обособленного подразделения "Тольяттинский почтамт", администрация городского округа Жигулевск, Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области. Суд
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Союз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области о взыскании убытков в размере 2 251 440 рублей, возникших в 2011 году в связи с перевозкой льготных пассажиров, в том числе: с Российской Федерации - 818 796 рублей, с Самарской области -1 432 644 рублей (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.08.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.03.2013, принят отказ истца от иска в части взыскания 1 146 372 рублей, производство по делу в этой части прекращено. С Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 818 796 рублей убытков. С Самарской области за счет казны Самарской области в пользу общества взыскано 1 432 644 рубля убытков.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов Министерство управления финансами Самарской области просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как полагает заявитель, судами не учтено, что согласно сложившейся судебной практике расчет затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан исходя из 50 поездок (расчетный метод) применяется лишь в случае, если методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан не утверждена органами государственной власти. Поскольку в Самарской области принято постановление от 27.12.2010 N 696 "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан путем предоставления средств областного бюджета транспортным организациям в целях возмещения понесенных ими расходов на оказание услуг по перевозке отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам и (или) социальным картам жителя Самарской области" (далее - постановление Правительства Самарской области от 27.12.20101 N 696), расчетный метод в данном случае применяться не может. В рассматриваемом деле явно завышен размер взыскиваемых сумм, что нарушает интересы публично-правовых образований, приводит к необоснованному выбытию средств из бюджетов разных уровней и является злоупотреблением правом на судебную защиту со стороны транспортных организаций.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Кодекса: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, а также нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
Таких доводов в заявлении в порядке надзора не приведено.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что истцом как транспортной организацией осуществляется перевозка пассажиров автобусным транспортом общего пользования в соответствии с едиными тарифами и условиями перевозок по льготным проездным билетам.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, исходил из того, что в ситуации отсутствия долгосрочного проездного билета, предоставляющего право на проезд общественным автобусным транспортом (аналогичного ЕСПБ), обоснованным может быть лишь применение расчетного метода определения расходов, основанного на среднем количестве поездок льготников в месяц на данном виде транспорта, в соответствии со статистическим инструментарием для организации статического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта и связи.
Довод ответчиков о том, что количество поездок в расчете должно быть принято равным 30 поездкам в месяц на основании пункта 53 постановления Росстата от 19.01.2007 N 9, отклонен судами, поскольку фактическое количество пассажиров, использующих в 2011 году для проезда в течение месяца единые социальные проездные билеты, органами местного самоуправления на основании результатов натурных обследований определено не было. Как следствие, использование обществом в расчете экспертного показателя 50 пассажиров в месяц, установленного пунктом 54 указанного постановления Росстата, суды сочли правомерным.
Как следует из оспариваемых судебных актов, доводы заявителя, изложенные в надзорной жалобе, рассматривались судами, и им была дана правильная правовая оценка.
Единообразие судебной практики разрешения данной категории дел в настоящем случае нарушено не было.
При таких условиях коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии которых дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А55-8729/2012 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 28.08.2012, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.03.2013 отказать.
Председательствующий судья |
А.И. Бабкин |
Судьи |
Е.Ю. Валявина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2013 г. N ВАС-6140/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А55-8729/2012
Истец: ООО "Союз"
Ответчик: Министерство управления финансами Самарской области, Министерство финансов РФ, Министерство финансов РФ в лице УФК по Самарской области
Третье лицо: Администация г. о.Жигулевск, Администрация г. о.Жигулевск, Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, ФГУП "Почта России" в лице обособленного подразделения "Тольяттинский почтамп"