Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 июня 2013 г. N ВАС-7502/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление Департамента финансов Тюменской области о пересмотре порядке надзора решения Арбитражного суда Тюменской области от 21.05.2012 по делу N А70-836/2012, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.02.2013 по тому же делу по иску индивидуального предпринимателя Ямова Г.Ф. (далее - предприниматель) к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тюменской области о взыскании за счет казны Российской Федерации 1 294 594 рубля, Тюменской области в лице Департамента финансов Тюменской области (далее - департамент) о взыскании за счет казны Тюменской области 2 260 734 рублей расходов, возникших в результате перевозки федеральных и региональных льготников на автомобильном транспорте в 2009 - 2010 годах.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (далее - общество "ТПАТП N 1").
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.05.2012 исковое требование удовлетворено частично: с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу предпринимателя взыскано 1 294 594 рубля расходов. В остальной части иска отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 решение суда первой инстанции изменено: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны в пользу предпринимателя взыскано 1 294 594 рубля расходов. С Тюменской области в лице департамента за счет казны в пользу предпринимателя взыскано 1 260 734 рубля расходов.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 01.02.2013 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Департамент финансов Тюменской области просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, суд надзорной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что между Управлением по транспорту администрации г. Тюмени и обществом "ТПАТП N 1" (перевозчиком) заключен договор от 11.08.2008 N 01-27/08юр, регламентирующий отношения сторон по осуществлению регулярных пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах, согласно перечню, указанному в пункте 1.1 договора.
Перевозчик обязался осуществлять регулярные перевозки самостоятельно либо на основании договора о совместной деятельности с привлечением для этих целей владельцев транспортных средств на маршрутах (пункт 2.1.1 договора).
Между обществом "ТПАТП N 1" и предпринимателем (перевозчиком) заключен договор от 24.07.2008 N 371 (далее - договор N 371), в соответствии с которым предприниматель обязался осуществлять регулярные перевозки на автобусных маршрутах N 25, N 96 транспортными средствами, разрешенными к использованию.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора перевозчик обязался оказать меры социальной поддержки по проезду на транспорте граждан льготных категорий.
Приложениями N 1, 2 к договору, с учетом дополнительных соглашений от 13.11.2008, 28.01.2009, 25.05.2010 стороны согласовали номер маршрута, номер очереди, марку, модель автобуса, регистрационный номер, а также определили перечень документов, наличие которых обязательно для перевозчика и каждого водителя.
В соответствии с порядком, установленным Положением о возмещении расходов на оплату проезда в городском транспорте, утвержденным постановлением правительства Тюменской области от 05.07.2005 N 95-п, лицам, имеющим льготы на проезд, управлением социальной защиты населения выдавались транспортные карты, по предъявлении которых предпринимателем не взималась плата за проезд.
Учет осуществлялся с использованием автоматизированной системы оплаты проезда (далее - АСОП), обязанность по применению которой была возложена на предпринимателя условиями пункта 2.1.25 договора N 371.
Между предпринимателем (пользователем) и специализированной организацией ОАО "Тюменская транспортная компания" (оператором) заключен договор от 05.08.2008 N 119, предметом которого является организация взаимодействия участников АСОП по обслуживанию держателей бесконтактных микропроцессорных транспортных карт (транспортная карта), оказание оператором процессинговых услуг, для подготовки отчетов по договору о выплате субвенций и осуществление перечислений денежных средств, принятых в пользу пользователя при осуществлении электронных платежей (транзакции) на транспорте.
Департамент в письме от 14.05.2012 сообщил, что в соответствии с соглашением между Управлением социальной защиты населения Тюменской области и ОАО "Тюменская транспортная компания" указанное управление ежемесячно представляет список выданных транспортных карт с учетом социальных льгот с их разделением по следующим параметрам: федеральный, региональный, муниципальный; иной учет льготных категорий граждан не ведется, в связи с чем представить сведения о том, какие категории льготных пассажиров в разрезе граф "федералы", "ветераны" включены в АОСП не представляется возможным.
Согласно ответу ОАО "Тюменская транспортная система" от 03.05.2012 в графе "ветераны" ежемесячных отчетов включены категории карт, имеющие код 72920001 - региональные льготники.
Невозмещение предпринимателю расходов за перевозку федеральных и региональных льготников в 2009 - 2010 годах явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Перевозка граждан, относящихся к федеральному регистру льготников, является обязательством Российской Федерации. Переданных из федерального бюджета в бюджет Тюменской области денежных средств на реализацию льгот по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, включенных в федеральный регистр, оказалось недостаточно. Руководствуясь статьями 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, суды удовлетворили исковое требование в части взыскания 1 294 594 рублей расходов за счет казны Российской Федерации.
Факт перевозки пассажиров, отнесенных к региональным льготникам, подтвержден представленными в материалы дела документами с использованием АСОП.
Контррасчет размера расходов и доказательства выполнения своей части обязательств (применительно к графе "ветераны") департаментом не представлено.
В Тюменской области официальные регистры федеральных и региональных льготников отсутствуют.
Размер расходов определен предпринимателем исходя из количества перевезенных льготников, учитываемых по коду региональной льготы.
Суд признал примененный предпринимателем расчет точным и позволяющим установить реальный размер понесенных расходов.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, при этом расходы предприятия по перевозке граждан, отнесенных к региональному регистру, возмещаются за счет средств субъекта Российской Федерации, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование льгот.
Недостаточность финансирования не является обстоятельством, освобождающим публичное образование от исполнения принятых им обязательств по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан.
Учитывая изложенное, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об удовлетворении иска в сумме 1 260 734 рублей за счет казны субъекта Российской Федерации.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
По мнению заявителя, из содержания условий договора N 371, заключенного между обществом "ТПАТП N 1" и предпринимателем, не усматривается обязанность департамента выплатить истцу заявленные суммы. Между тем обязанность государственных органов компенсировать данные расходы возникает в силу закона.
Довод департамента о том, что он выполнил свои обязательства в полном объеме, подлежит отклонению. Право требования возмещения с субъекта Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Тюменской области по возмещению данных расходов обусловлена самим фактом предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство субъекта Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Довод заявителя о нарушении единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права (со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ от 10.05.2011 N 308/11) подлежит отклонению, поскольку фактические обстоятельства рассматриваемого спора и указанного дела не совпадают.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А70-836/2012 Арбитражного суда Тюменской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 21.05.2012 по делу N А70-836/2012, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.02.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 июня 2013 г. N ВАС-7502/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А70-836/2012
Истец: ИП Ямов Геннадий Ферапонтович
Ответчик: Департамент Финансов Тюменской области, Министерство финансов РФ, Управление Федерального казначейства по Тюменской области
Третье лицо: Восьмой Апелляционный Арбитражный суд, Министерство финансов РФ, ОАО "Тюменское Пассажирское автотранспортное предприятие N1"
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4670/13
24.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7502/13
30.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7502/13
01.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6810/12
29.10.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5229/12
23.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5229/12
01.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5229/12
26.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5902/12
02.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5902/12
13.06.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5229/12
21.05.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-836/12