Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июня 2013 г. N ВАС-7374/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей Г.Д. Пауля, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление территориального управления Росимущества в Краснодарском крае о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 14.08.2012 по делу N А32-19167/2011, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.03.2013 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строитель-2000" к территориальному управлению Росимущества в Краснодарском крае о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Краснодарскому краю (в настоящее время -федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"), администрация муниципального образования город Краснодар.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.08.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.03.2013 вышеназванные судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора принятых по делу судебных актов Территориальное управление Росимущества просит их отменить, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права. Заявитель не согласен с выводами судов о наличии у него полномочий по распоряжению спорным земельным участком, а также считает формирование спорного земельного участка незаконным.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением послужил отказ в предоставлении Обществу в аренду земельного участка, находящегося в федеральной собственности, на котором расположены принадлежащие Обществу объекты недвижимости.
Суды установили, что 05.09.2003 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 5 231 кв. м, с кадастровым номером 23:43:04 03 036:0004, расположенный по ул. Трамвайной, 19, в г. Краснодаре, предназначенный для эксплуатации сооружений учебного полигона учебного комбината.
29.07.2005 зарегистрировано право собственности Общества на нежилые помещения N 10, 11 общей площадью 80,9 кв. м в здании литеры Б1, б1, расположенном по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Трамвайная, 19.
Распоряжением главы муниципального образования город Краснодар от 22.05.2006 N 1400-р по заявлению Общества утвержден проект границ земельного участка площадью 1096 кв. м, расположенного в охранных зонах инженерных коммуникаций по ул. Трамвайной, 19.
31.06.2006 спорный земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости за номером 23:43:0403036:48, видом его разрешенного использования определена эксплуатация сооружений учебного полигона учебного комбината. Согласно кадастровому паспорту названного участка, он образован из земельного участка с кадастровым номером 23:43:04 03 036:0004.
Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в аренду в порядке статей 29, 36 Земельного Кодекса Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403036:48.
В соответствии со статьей 36, пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться в границах, занятых самим объектом, с учетом площади, необходимой для его использования, при условии предоставления документов, список которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Суды установили, что территориальное управление не оспорило постановку указанного участка на кадастровый учет.
Оценивая приложенные к заявлению документы суды установили, что Обществом были представлены все документы, предусмотренные действующим на дату обращения Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
С учетом положений статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, которой установлено, что предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, и Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, суды установили у Территориального управления наличие полномочий на распоряжение федеральной собственностью, расположенной на территории Краснодарского края.
Суды, придя к выводу о нарушении прав и законных интересов заявителя а также норм действующего законодательства, удовлетворили заявленные требования.
Довод, содержащийся в заявлении о пересмотре принятых по делу судебных актов, об отсутствии у Территориального управления соответствующих полномочий являлся предметом рассмотрения и надлежащей оценки судов нижестоящих инстанций. Иные доводы заявителя направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных фактических обстоятельств, что не входит в компетенцию суда надзорной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А32-19167/2011 Арбитражного суда Краснодарского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 14.08.2012 по делу N А32-19167/2011, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.03.2013 отказать.
Председательствующий судья |
О.М. Козырь |
Судьи |
Г.Д. Пауль |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июня 2013 г. N ВАС-7374/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А32-19167/2011
Истец: ООО "Строитель-2000"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
Третье лицо: Администрация МО г Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар, ФБУ "Кадастровая палата" по Кк, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, Сурмениди Анна Леонидовна (представитель ООО "Строитель-2000"), ТУ ФАУГИ по КК, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"