Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Медведевой А.М., судей Борисовой Е.Е. и Куликовой В.Б. рассмотрела в судебном заседании заявление Управления муниципальной собственности администрации города Троицка о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Челябинской области от 26.07.2012 по делу N А76-7829/2012, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.02.2013 по тому же делу
по заявлению Управления муниципальной собственности администрации города Троицка (далее - Управление муниципальной собственности) о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: от 17.02.2012 исх. N 35/100/2011-189; от 17.02.2012 исх. N 35/099/2011-457; от 17.02.2012 исх. N 35/100/2011-194; от 17.02.2012 исх. N 35/099/2011- 451; от 17.02.2012 исх. N 35/100/2011-190; от 17.02.2012 исх. N 35/100/2011-191; от 17.02.2012 исх. N 35/100/2011-186; от 17.02.2012 исх. N 35/099/2011-454; обязании Управления Росреестра устранить допущенные нарушения права путем осуществления государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества: сооружение - блок основных сооружений 1; сооружение - водовод от скважины до башни ОСК; сооружение - наружные водопроводные сети хозпитьевой воды; сооружение - приемная камера; сооружение - ограждение; сооружение - технологический канал; сооружение - башня водозаборной артскважины; сооружение - артскважина; расположенные по адресу: Челябинская область, г. Троицк, п. Мясокомбинат, комплекс очистных сооружений (далее - спорное имущество), и выдаче свидетельства о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: администрация города Троицка Челябинской области и открытое акционерное общество "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии".
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.07.2012, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.02.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, Управление муниципальной собственности подало заявление о пересмотре их в порядке надзора.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора лишь при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы заявителя и материалы надзорного производства, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит оснований, определенных указанной статьей Кодекса, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора в связи со следующим.
Как установлено судом, 17.02.2012 Управление Росреестра направило заявителю сообщения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на заявленные к регистрации спорные объекты недвижимого имущества
Решение об отказе принято на основании абзацев 8 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Отказ мотивирован тем, что заявителем не представлены на государственную регистрацию надлежащие документы-основания возникновения права собственности.
Решение Челябинского областного Совета народных депутатов от 20.08.1992 N 235/13-М "О передаче объектов в муниципальную собственность города Троицка" не содержит сведений о принадлежности муниципальному образованию указанного в заявлении объекта, не отражает информацию, необходимую для внесения в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченных строительством очистных сооружений г. Троицка от 23.10.1990 свидетельствует о том, что заказчиком строительства являлась Троицкая ГРЭС. Между тем документы о финансировании строительства со стороны муниципального образования не представлены, равно как и документы, свидетельствующие о характере взаимоотношений между городом Троицком и Троицкой ГРЭС.
Решение Троицкого городского Совета народных депутатов от 28.03.1991 N 102 "О передаче на баланс производственного управления водопровода и канализации новых очистных канализационных сооружений и согласовании тарифов на водоотведение и водопотребление" не принято в качестве надлежащего основания государственной регистрации права собственности, так как в соответствии с данным постановлением имущество передается с баланса заказчика Троицкая ГРЭС на баланс Троицкого производственного управления водопровода и канализации.
Акты приемки-передачи основных средств представлены в копиях и в них отсутствует указание на вид права.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд исследовал и оценил по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы и с учетом положений действующего законодательства пришел к выводу о соответствии отказа в государственной регистрации закону, поскольку его основанием послужило отсутствие документов, позволяющих определенно установить переданные в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества.
Суд указал, что на основании пунктов 2 и 5 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пункта 1 приложения N 3 к данному постановлению, пункта 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, полномочиями по принятию решения о передаче объекта в порядке разграничения государственной собственности в муниципальную собственность обладал Совет народных депутатов города, района, оформление такой передачи производилось путем принятия названным органом соответствующего решения об утверждении перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность.
Решение Челябинского областного Совета народных депутатов от 20.08.1992 N 235/13-М "О передаче объектов в муниципальную собственность города Троицка" не позволяет установить объекты недвижимости, подлежащие передаче в муниципальную собственность, поскольку указывает на передачу в муниципальную собственность "производственного управления водопровода и канализации". При этом перечень объектов, входящих в его состав, в решении отсутствует.
Решение Троицкого городского Совета народных депутатов от 28.03.1991 N 102 "О передаче на баланс производственного управления водопровода и канализации новых очистных канализационных сооружений и согласовании тарифов на водоотведение и водопотребление" не отвечает требованиям, предъявляемым к документам-основаниям возникновения права собственности на имущество в порядке разграничения государственной собственности в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1, и также не содержит пообъектного перечня.
Сам по себе факт включения заявленного к регистрации имущества в реестр собственности муниципального образования, подтвержденный соответствующими выписками из реестра муниципального имущества города Троицка, не может служить основанием для осуществления государственной регистрации (пункт 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Наличие у муниципального образования прав на земельный участок, занятый объектами недвижимости расположенными на нем, не свидетельствует о наличии оснований для осуществления государственной регистрации на такие объекты применительно к заявленному основанию.
Из представленных на государственную регистрацию документов в отсутствие идентифицирующих признаков объектов недвижимости не представляется возможным установить какое именно имущество было передано в муниципальную собственность, а документов, подтверждающих, что в муниципальную собственность было передано именно имущество с характеристиками, приведенными в кадастровом паспорте, в материалы регистрационного дела не представлено.
Согласно абзацам 8 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
При названных обстоятельствах оспариваемый отказ регистрирующего органа соответствует положениям закона, что повлекло отказ в удовлетворении заявленных по делу требований.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А76-7829/2012 Арбитражного суда Челябинской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Челябинской области от 26.07.2012, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.02.2013 отказать.
Председательствующий судья |
А.М. Медведева |
Судьи |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 июля 2013 г. N ВАС-8024/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А76-7829/2012
Истец: Управление муниципальной собственности Администрации г. Троицка, Управление муниципальной собственности администрации города Троицка
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области
Третье лицо: Администрация г. Троицка Челябинской области, Администрация города Троицка, ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии", ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" - филиал Троицкая ГРЭС, ОАО "ОГК-2", Филиал ОАО "ОГК-2"-Троицкая ГРЭС"
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9805/12
26.07.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-7829/12