Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июля 2013 г. N ВАС-1294/13
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения оглашена 27 июня 2013 года
Полный текст решения изготовлен 05 июля 2013 года
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Г.Г. Поповой, судей О.М. Козырь, Г.Д. Пауля при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Н.Н. Мартиной, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлениям закрытого акционерного общества "Земельное общество "Беляная гора" (далее - общество "Беляная гора") и закрытого акционерного общества "Земельное общество "Аннинское" (далее - общество "Аннинское") к Министерству юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) о признании Приказа от 19.03.2008 N 66 "Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории" (далее - Приказ N 66) в части первого предложения примечания 14 Приложения N 1 следующего содержания "<14> При отсутствии сведений о координатах характерных точек границы земельного участка указываются слова "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства" не соответствующим пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 4, части 7 статьи 14, части 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пункту 8 статьи 9 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и не действующим в указанной части.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр).
В соответствии со статьей 163 АПК РФ 27.06.2013 в 14 часов 30 минут был объявлен перерыв в судебном заседании до 01.07.2013 до 17 час.00 мин.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ председателем второго судебного состава произведена замена судьи Моисеевой Е.М., участвующей в составе суда при рассмотрении данного дела, на судью Пауля Г.Д.
После замены судьи в соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела произведено с самого начала.
В судебном заседании 27.06.2013 приняли участие представители:
от общества "Беляная гора" - Сорокин Б.В. по доверенности от 01.10.2012; Бут С.А. по доверенности от 09.01.2013; Дорофеев О.Е. по доверенности от 04.10.2012 N 43;
от общества "Аннинское" - Сорокин Б.В. по доверенности от 17.04.2013; Бут С.А. по доверенности от 25.01.2013 N 2; Дорофеев О.Е. по доверенности от 04.10.2012 N 58;
от Минюста России - Костецкая М.В. по доверенности от 27.12.2012 N 01/281-АК;
от Минэкономразвития России - Афанасьева И.В. по доверенности от 26.02.2013 N 32-АБ;
от Росреестра - Афанасьева И.В. по доверенности от 28.12.2012 N 20/148-НН.
В судебном заседании 01.07.2013 приняли участие представители:
от общества "Беляная гора" - Сорокин Б.В. по доверенности от 01.10.2012; Бут С.А. по доверенности от 09.01.2013; Дорофеев О.Е. по доверенности от 04.10.2012 N 43;
от общества "Аннинское" - Сорокин Б.В. по доверенности от 17.04.2013; Бут С.А. по доверенности от 25.01.2013 N 2; Дорофеев О.Е. по доверенности от 04.10.2012 N 58;
от Минюста России - Чапча П.В. по доверенности от 27.12.2012 N 01/282-АК;
от Минэкономразвития России - Савельева Ю.А. по доверенности от 26.02.2013 N 33-АБ;
от Росреестра - Савельева Ю.А. по доверенности от 28.12.2012 N 20/149-НН.
В обоснование заявлений общества "Беляная гора" и "Аннинское" указали, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), поскольку в силу данной нормы государственный учет объектов недвижимости и государственный кадастровый учет земельных участков, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). Таким образом, границы ранее учтенных земельных участков являются установленными, несмотря на отсутствие в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) координат характерных точек таких участков.
Оспариваемые положения изданы Минюстом России с превышением полномочий, установленных частью 7 статьи 14 Закона о кадастре, поскольку фактически наделяют орган кадастрового учета полномочиями осуществлять правовую оценку - квалификацию факта "не установления границ земельных участков в соответствии с требованиями законодательства".
Оспариваемые положения противоречат также части 6 статьи 4 Закона о кадастре, в силу норм которой истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в ГКН сведений об объектах недвижимости не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.
Оспариваемым положением приказа Минюста России дается оценка границам земельного участка, сформированного по ранее действовавшему законодательству, тем самым придается обратная сила положениям нового законодательства о кадастре, что противоречит части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
По мнению заявителей, оспариваемые положения противоречат пункту 8 статьи 9 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 43-ФЗ), поскольку данной нормой права установлено, что границы земельного участка, сведения о котором отсутствуют в ГКН, определяются на основании подтверждающих право документов, а в случаях выявления несоответствия между правоустанавливающими документами и документацией по планировке территории - на основании правоустанавливающих документов. При этом статья 9 Закона N 43-ФЗ не устанавливает каких-либо особенностей кадастрового учета ранее учтенных земельных участков или уточнения границ для целей изъятия.
Заявители указали, что оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают права обществ, как собственников ранее учтенных земельных участков.
Минюст России в отзыве и в судебном заседании требования заявителей отклонил в полном объеме. Указал, что оспариваемый приказ был издан на основании части 7 статьи 14 Закона о кадастре и пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 24.09.2007 N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 1274) в пределах компетенции Минюста России. Пояснил, что 09.04.2013 Минюстом России за номером 28057 зарегистрирован приказ от 28.12.2012 N 831 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории", поэтому во избежание наличия двух нормативных актов по одному вопросу в настоящее время решается вопрос о признании утратившим силу Приказа N 66. Полагает, что оспариваемая норма Приказа N 66 не противоречит перечисленным заявителями нормам актов, имеющих большую юридическую силу.
Минэкономразвития России и Росреестр в отзыве и в судебном заседании требования признали необоснованными. Полагают, что фраза "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства" указывает на факт отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы заявителей.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации считает, что подлежит прекращению производство по делу в части требований обществ "Беляная гора" и "Аннинское" о признании Приказа N 66 в части первого предложения примечания 14 Приложения N 1 следующего содержания: "<14> При отсутствии сведений о координатах характерных точек границы земельного участка указываются слова "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства" не соответствующим части 7 статьи 14 Закона о кадастре и не действующим.
В остальной части требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что общество "Беляная гора" является собственником земельного участка площадью 35 660 000 кв. метров с кадастровым номером 50:19:000 00 00:0007 категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, Ивановский с.о., земли ЗАО им. Л.М.Доватора, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.11.2011 серии 50-НД N 122652, в котором имеются сведения о зарегистрированном ограничении права в виде ареста.
Общество "Аннинское" является собственником земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 33 556 400 кв. метров с кадастровым номером 50:19:000 00 00:0067, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, СПК "Аннинский", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.11.2011 серии 50-АГ N 067733, в котором также имеются сведения о зарегистрированном ограничении права в виде ареста.
Федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата" по Московской области (далее - учреждение) заявителям выданы выписки из ГКН об указанных земельных участках, где в соответствии с оспариваемым положением Приказа N 66 в графе 16 "особые отметки" содержится запись: "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу части 7 статьи 194 АПК РФ в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 10.03.2011 N ГКПИ10-1653, оставленном без изменения определением кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 24.05.2011 N КАС11-226, проверил оспариваемое заявителями положение Приказа N 66 на соответствие части 7 статьи 14 Закона о кадастре и признал его соответствующим указанной норме права.
При таких обстоятельствах производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
На день принятия Приказа N 66 в соответствии с Указом N 1274 Минюст России являлся органом, наделенным функциями по нормативному обеспечению ведения государственного кадастра объектов недвижимости.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 (в редакции от 04.03.2008 N 311) Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере ведения государственного земельного кадастра, государственного кадастрового и иного учета объектов недвижимости.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 Положения Минюст России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Указанный акт зарегистрирован в Минюсте России 25.03.2008, регистрационный номер 11405, и официально опубликован в "Российской газете" от 02.04.2008.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом с соблюдением требований к форме акта, порядку принятия и введения в действие.
Заявители полагают, что оспариваемое положение Приказа N 66 не соответствует пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса, части 6 статьи 4, части 1 статьи 45 Закона о кадастре, пункту 8 статьи 9 Закона N 43-ФЗ и нарушает их право собственности на земельные участки, поставленные на кадастровый учет в 2003-2004 г.г.
В соответствии со статьей 48 Закон о кадастре вступил в силу с 01.03.2008, за исключением части 6 статьи 47, вступившей в силу со дня официального опубликования, и части 4 статьи 4, вступившей в силу с 01.01.2012.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о кадастре ГКН является систематизированным сводом сведений, в том числе об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе. ГКН является федеральным государственным информационным ресурсом.
В статье 4 Закона о кадастре определены основные принципы ведения ГКН, к которым относятся, в том числе: единство технологии его ведения на всей территории Российской Федерации и обеспечение общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (пункт 1); истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению (пункт 6).
В силу пункта 2 части 2, части 3 статьи 14 Закона о кадастре сведения об объекте недвижимости, внесенные в ГКН, представляются, в том числе в виде кадастровой выписки.
Состав сведений ГКН определен статьей 7 Закона о кадастре, из которой следует, что в отношении земельного участка в ГКН подлежат внесению сведения об уникальных характеристиках этого объекта, в том числе кадастровый номер и дата его внесения в ГКН, описание местоположения границ и площадь.
ГКН состоит из реестра объектов недвижимости, кадастровых дел и кадастровых карт (часть 1 статьи 13 Закона о кадастре).
Реестр объектов недвижимости представляет собой систематизированный свод записей об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах (часть 2 статьи 13 Закона о кадастре).
Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в ГКН (часть 3 статьи 13 Закона о кадастре).
Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой формах воспроизводятся внесенные в ГКН сведения, в том числе о земельных участках (часть 4 статьи 13 Закона о кадастре).
Форма кадастровой выписки о земельном участке утверждена Приказом N 66. В данной форме имеется графа 16 "особые отметки", где в случае, если в ГКН отсутствуют сведения о координатах характерных точек границы земельного участка, указываются слова "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Из части 7 статьи 38 Закона о кадастре следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Частью 4 статьи 6 Закона о кадастре установлено, что для ведения ГКН используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат.
До 01.01.2012 могли применяться системы координат, которые использовались при ведении государственного земельного кадастра до дня вступления в силу данного Федерального закона, если в отношении соответствующей территории не установлены предусмотренные частью 4 статьи 6 указанного закона местные системы координат (часть 5 статьи 47 Закона о кадастре).
Согласно части 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, кадастровый или государственный учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В части 2 статьи 45 Закона о кадастре предусмотрено, что землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, документы государственного земельного кадастра являются федеральной собственностью. Хранение и использование указанных документов и документации осуществляются в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке.
К землеустроительной документации, включенной в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, относятся документы, полученные в результате проведения землеустройства в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве).
Статья 19 Закона о землеустройстве устанавливала перечень видов землеустроительной документации, который включал, в том числе материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства.
В силу статьи 17 Закона о землеустройстве межевание границ земельных участков представляет собой работы по установлению на местности границ участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Карта (план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (статья 20 Закона о землеустройстве).
Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны (статья 18 Закона о землеустройстве).
В силу статей 22-24 Закона о землеустройстве землеустроительная документация, согласованная и утвержденная в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подлежала включению в землеустроительное дело и в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства были обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Состав документов государственного земельного кадастра был определен статьей 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее Закон N 28-ФЗ, признан утратившим силу Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ) и включал, в том числе Единый государственный реестр земель, кадастровые дела, дежурные кадастровые карты (планы).
Земельные участки заявителей были поставлены на государственный кадастровый учет в период действия Закона N 28-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 28-ФЗ, в редакциях от 02.01.2000, от 22.08.2004 и от 30.06.2006, действовавших на момент кадастрового учета земельных участков заявителей Закон N 28-ФЗ допускал внесение в государственный земельный кадастр сведений о площади и местоположении земельных участков как на основании данных о межевании, так и на основании сведений, представленных правообладателями земельных участков.
В соответствии со статьей 19 Закона N 28-ФЗ для проведения кадастрового учета земельных участков правообладатели земельных участков подают заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
Из статьи 1 данного закона следует, что межевание земельного участка - это мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
Сведения о местоположении земельного участка вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельного участка (статья 17 Закона N 28-ФЗ).
В целях реализации положений Закона N 28-ФЗ и в связи с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 02.10.2002 N П/327 утверждены Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет (далее - Требования, приказ утратил силу с 01.01.2009 в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412).
В соответствии с пунктами 3-6 Требований и приложений N 1-5 к ним документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках оформляются в виде описания земельных участков (далее - описание), которое представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей. Описание содержало чертеж земельных участков, описание границ с координатами XY и описание закрепления на местности условно обозначенных точек.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 28-ФЗ, при необходимости уточнить сведения о площади и (или) месторасположении границ земельного участка, уже прошедшего кадастровый учет, уточнение этих сведений осуществлялось по заявке правообладателя в порядке, установленном названным Законом для проведения кадастрового учета.
При этом допускалось проведение государственного кадастрового учета земельного участка исходя из его площади, уточненной по результатам межевания, если для проведения учета был представлен правоустанавливающий документ, содержащий не соответствующие межеванию сведения о площади участка (пункт 6.1 статьи 19 Закона N 28-ФЗ, введенный Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ).
Таким образом, Закон о землеустройстве и Закон N 28-ФЗ предусматривали составление документов по определению границ земельных участков с описанием их координат. Закон N 28-ФЗ предусматривал требования к основаниям и порядку уточнения площади и границ земельных участков, ранее прошедших кадастровый учет.
Следовательно, в случае, если в государственный земельный кадастр были внесены сведения о земельных участках без описания границ, правообладатели были вправе уточнить сведения о земельных участках путем составления описания с определением границ.
Документы по описанию границ земельных участков входили в состав землеустроительной документации, экземпляр которой подлежал передаче для включения в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Документы по определению границ земельных участков также входили в состав документов государственного земельного кадастра.
Согласно пункту 2.1.1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства", утвержденного приказом Минэкономразвития от 14.11.2006 N 376 информация, содержащаяся в государственном фонде данных, является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа, и предоставляется по запросу заинтересованных лиц.
Таким образом, землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, находится у правообладателей земельных участков и в государственном фонде данных в случае, если правообладатель передал экземпляр документации в фонд. При отсутствии такой документации у правообладателя и наличии её в государственном фонде данных правообладатель вправе запросить необходимые документы из государственного фонда данных.
В силу части 3 статьи 45 Закона о кадастре сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 данного Федерального закона состава сведений (в том числе сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости) и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы ГКН в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Данная норма соответствует нормам ранее действовавших Закона N 28-ФЗ и Закона о землеустройстве, поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Закона о кадастре подлежат включению в ГКН.
В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Закона N 28-ФЗ, Закона о землеустройстве и Требований, и представления её на государственный кадастровый учет в период действия Закона N 28-ФЗ, координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в ГКН. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
В случае возникновения у правообладателей права собственности на земельные участки до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), такое право признается юридически действительным при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным законом.
При этом пунктом 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (далее - Порядок), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, предусмотрено, что орган кадастрового учета на основании заявления правообладателя, а также правоустанавливающих и подтверждающих право документов выносит решение о внесении в ГКН сведений с присвоением им статуса "ранее учтенных объектов недвижимости". К таким документам указанный пункт, в частности, относит свидетельства о праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177; государственные акты, удостоверяющие право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, права бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленные в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493; свидетельства на право собственности на землю, оформленные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767.
Внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в ГКН сопровождается присвоением следующего по порядку в кадастровом квартале, в котором расположен такой объект недвижимости, кадастрового номера (пункт 22 Порядка).
Из пункта 4 Порядка следует, что внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, постановка на кадастровый учет объекта недвижимости, а также учет изменений объекта недвижимости являются разными кадастровыми процедурами, выполнение которых сопровождается принятием соответствующего решения.
В случаях внесения в ГКН сведений о земельных участках, право на которые возникло у правообладателей до вступления в силу Закона N 122-ФЗ на основании свидетельств и государственных актов 1992-1993, и у таких правообладателей отсутствовали документы об установлении границ, они вправе были составить документы по описанию границ и уточнить сведения о границах в государственном земельном кадастре по правилам Закона N 28-ФЗ.
Такие правообладатели вправе уточнить границы участков путем составления межевого плана и в настоящее время по правилам Закона о кадастре. Сведения об уточненных границах подлежат внесению в кадастр по правилам кадастровой процедуры о внесении изменений в сведения об объекте недвижимости.
Поскольку границы земельных участков вносятся в ГКН только в виде описания координат характерных точек, в случаях, если ГКН не содержит сведений о координатах ранее учтенных земельных участков, границы таких участков не могут считаться установленными.
В случае если ни в период действия Закона N 28-ФЗ, ни в период действия Закона о кадастре правообладатели земельных участков не уточнили в установленном порядке границы, то в ГКН отсутствуют сведения о координатах характерных точек, поэтому таким правообладателям подлежит выдаче кадастровая выписка с внесением в графу 16 "особые отметки" записи о том, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В силу изложенного оспариваемое положение Приказа N 66 не приводит к приданию обратной силы соответствующим положениям Закона о кадастре и не противоречит пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса, части 6 статьи 4 и части 1 статьи 45 Закона о кадастре.
Арбитражный суд также не усматривает несоответствия оспариваемых положений пункту 8 статьи 9 Закона N 43-ФЗ в силу следующего.
В силу статьи 36 данный Закон вступил в силу 19.04.2013.
Действие ряда положений этого Закона, в том числе о резервировании земель и об изъятии земельных участков, ограничено по времени сроком до 01.01.2020 (часть 3 статьи 1 Закона N 43-ФЗ).
Закон N 43-ФЗ является специальным и регулирует отношения, возникающие в связи с присоединением в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" с 01.07.2012 к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий (пункт 1 статьи 1). Положения этого закона применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечни, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 1).
Согласно пункту 8 статьи 9 Закона N 43-ФЗ при изъятии земельного участка, сведения о котором отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, его границы определяются в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, Закона о кадастре и Закона N 43-ФЗ на основании сведений, содержащихся в документах, подтверждающих право на земельный участок. При образовании земельных участков учитывается документация по планировке территории. В случае выявления несоответствия между правоустанавливающими документами на земельный участок и документацией по планировке территории при образовании земельного участка, предоставленного ранее физическому лицу или юридическому лицу, границы земельного участка определяются на основании правоустанавливающих документов на земельный участок.
В силу пункта 10 статьи 9 Закона N 43-ФЗ в случае отсутствия в ГКН кадастровых сведений о координатах характерных точек границ земельных участков местоположение границ земельных участков определяется в соответствии с требованиями, установленными частью 9 статьи 38 Закона о кадастре, то есть путем составления межевого плана и внесения в ГКН сведений об уточнении уникальных характеристик объекта.
Таким образом, в данном законе также урегулировано, что в случае, если изымаемый земельный участок поставлен на кадастровый учет без сведений о координатах характерных точек, то они подлежат определению в соответствии с правилами, установленными Законом о кадастре, поэтому оспариваемое заявителями положение не противоречит пункту 8 статьи 9 Закона N 43-ФЗ.
На основании изложенного арбитражный суд считает первое предложение примечания 14 Приложения N 1 к Приказу N 66 следующего содержания "<14> При отсутствии сведений о координатах характерных точек границы земельного участка указываются слова "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства" соответствующим пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса, части 6 статьи 4, части 1 статьи 45 Закона о кадастре, пункту 8 статьи 9 Закона N 43-ФЗ и отказывает в удовлетворении требований в указанной части.
Арбитражный суд также приходит к выводу об отсутствии нарушения оспариваемыми положениями нормативного правового акта прав и законных интересов, как самих заявителей, так и неопределенного круга лиц, на которых распространяются оспариваемые положения нормативного правового акта.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам о признании нормативного правового акта недействующим юридические лица уплачивают государственную пошлину в размере 2000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения производства по делу уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению полностью или частично.
В связи с тем, что обществом "Беляная гора" при обращении в арбитражный суд государственная пошлина уплачена в размере 2 000 рублей, а обществом "Аннинское" не уплачивалась, обществу "Беляная гора" подлежит возврату государственная пошлина частично в сумме 400 рублей, а с общества "Аннинское" подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1600 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, частью 7 статьи 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
РЕШИЛ:
прекратить производство по делу в части требований закрытого акционерного общества "Земельное общество "Беляная гора" и закрытого акционерного общества "Земельное общество "Аннинское" о признании Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 19.03.2008 N 66 "Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории" в части первого предложения примечания 14 Приложения N 1 следующего содержания: "<14> При отсутствии сведений о координатах характерных точек границы земельного участка указываются слова "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства." не соответствующим части 7 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и не действующим.
В удовлетворении остальной части заявлений закрытого акционерного общества "Земельное общество "Беляная гора" и закрытого акционерного общества "Земельное общество "Аннинское" отказать.
Признать Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 19.03.2008 N 66 "Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории" в части первого предложения примечания 14 Приложения N 1 следующего содержания: "<14> При отсутствии сведений о координатах характерных точек границы земельного участка указываются слова "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства." соответствующим пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 4, части 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пункту 8 статьи 9 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Возвратить закрытому акционерному обществу "Земельное общество "Беляная гора" уплаченную государственную пошлину частично в сумме 400 (четыреста) рублей.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Земельное общество "Аннинское" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 600 (одна тысяча шестьсот) рублей.
Решение может быть оспорено в порядке надзора в срок, установленный статьей 292 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Г. Попова |
Судьи |
О.М. Козырь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривается отдельное положение приказа Минюста России об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории.
Согласно данному положению при отсутствии сведений о координатах характерных точек границы участка указывается, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
По мнению заявителей, оспариваемое положение противоречит Закону о кадастре, поскольку границы ранее учтенных земельных участков являются установленными, несмотря на отсутствие в государственном кадастре недвижимости (ГКН) координат характерных точек таких участков.
ВАС РФ не согласился с заявителем, пояснив следующее.
В соответствии с Законом о кадастре правообладатели ранее учтенных участков вправе уточнить их границы путем составления межевого плана.
Границы участков вносятся в ГКН только в виде описания координат характерных точек.
В случае если правообладатели участков не уточнили границы, то в ГКН отсутствуют сведения о координатах характерных точек.
Если ГКН не содержит сведений о координатах ранее учтенных участков, границы таких участков не могут считаться установленными.
В связи с этим правообладателям выдается кадастровая выписка с внесением записи о том, что границы участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Таким образом, оспариваемое положение не противоречит Закону о кадастре.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июля 2013 г. N ВАС-1294/13
Текст решения официально опубликован не был