Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Поповой Г.Г. и судей Дедова Д.И., Моисеевой Е.М., рассмотрев в судебном заседании заявление Станичного казачьего общества "Заречье" (особой пограничной станицы) Адлерского района города Сочи Черноморского (окружного) казачьего общества Кубанского казачьего войска (истец) о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.10.2008 по делу N А32-9585/2007-22/174 Арбитражного суда Краснодарского края,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.06.2007 по иску Станичного казачьего общества "Заречье" (особая пограничная станица) Адлерского района города Сочи Черноморского (окружного) казачьего общества Кубанского казачьего войска (далее - Общество) суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент) заключить с Обществом договор аренды земельного участка площадью 3,9 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Верхнее-Веселое, для размещения станицы с культурным центром, установив размер арендной платы согласно действующему законодательству Российской Федерации, с учетом ставок и коэффициентов, установленных постановлением главы администрации Краснодарского края на условиях типового договора аренды земельного участка, направив проект договора Обществу в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2007 удовлетворено заявление Общества о пересмотре решения от 19.06.2007 по вновь открывшимся обстоятельствам, решение от 19.06.2007 отменено.
К участию в деле в качестве ответчика судом привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (в настоящее время - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Управление).
Суд удовлетворил ходатайство общества об уточнении требований, в соответствии с которым общество просило обязать управление заключить договор долгосрочной аренды земельного участка площадью 7,4 га сроком на 49 лет для размещения станицы с культурным центром, находящейся в селе Верхнее-Веселое Адлерского района г. Сочи, с последующем направлением заявителю проекта договора аренды указанного земельного участка в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением от 24.01.2008 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2008 решение от 24.01.2008 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.10.2008 указанные судебные акты отменены, в удовлетворении иска отказано.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.10.2008 Общество указывает на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Суд установил, что Общество обратилось в Управление с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 7,4 га в долгосрочную аренду для размещения станицы с культурным центром, расположенным в селе Верхнее-Веселое Адлерского района г. Сочи. В ответ Управление сообщило о возможном предоставлении спорного земельного участка на торгах.
Считая, что Обществу необоснованно отказано в предоставлении земельного участка, оно обратилось в арбитражный суд с иском об обязании Управления предоставить спорный земельный участок в долгосрочную аренду.
Суд кассационной инстанции указал, что спорный земельный участок расположен во второй зоне горно-санитарной охраны курорта Сочи, относится к землям особо охраняемых природных территорий и является федеральной собственностью, управление и распоряжение которой в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляет Российская Федерация.
В силу пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом", Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37 полномочия по предоставлению в аренду находящихся на территории Краснодарского края земельных участков, являющихся собственностью Российской Федерации, осуществляет Управление.
Суд кассационной инстанции, указав на то, что Управление не принимало решения о предварительном согласовании места размещения объекта и не утверждало акт о выборе спорного земельного участка, а отказ в размещении объекта или бездействие Управления по вопросу вынесения указанного решения в установленном порядке в суд не обжалованы, сделал вывод об отсутствии решения уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта и об отсутствии оснований для принятия решения о предоставлении Обществу земельного участка и заключения договора аренды.
Таким образом, кассационный суд пришел к выводу о том, что Обществом не соблюден установленный Земельным кодексом Российской Федерации порядок предоставления земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта строительства, поэтому возложение на Управление обязанности на стадии выбора земельного участка предоставить участок в аренду не основано на законе.
В соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются: 1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; 2) нарушение права и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; 3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив судебные акты по делу, и проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для передачи дела для пересмотра в порядке надзора.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А32-9585/2007-22/174 Арбитражного суда Краснодарского края для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.10.2008 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Г.Г. Попова |
Судьи |
Д.И. Дедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 марта 2009 г. N ВАС-1813/09
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А32-9585/2007-22/174
Истец: Труфанов Юрий Викторович ( атаман СКО " Заречье "), Станичное казачье общество "Заречье" Адлерского района города Сочи Черноморского казачьего общества Кубанского казачьего войска, Алешечкин Владимир Викторович ( для СКО " Заречье"), Алешечкин Владимир Викторович ( для СКО " Заречье " )
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: ИФНС России N1 по г. Краснодару