Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N ВАС-8786/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей А.М. Медведевой, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление администрации города Сочи о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2013 по делу N А32-2546/2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.06.2013 по тому же делу по иску администрации города Сочи к закрытому акционерному обществу "Санаторий "Кавказская Ривьера" о взыскании задолженности по арендной плате.
СУД УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Санаторий "Кавказская Ривьера" (далее - общество) о взыскании задолженности по арендной плате с 01.07.2011 по 31.12.2012 в размере 2 823 725 рублей 78 копеек, а также неустойки за несвоевременное внесение арендной платы в сумме 305 256 рублей 09 копеек по состоянию на 19.11.2012.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2013 в удовлетворении иска отказано.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 апелляционная жалоба администрации возвращена в связи с пропуском срока на апелляционное обжалование и отказом в удовлетворении ходатайства о его восстановлении.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.06.2013 решение суда оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции администрация просит их отменить, указывая на нарушение судами единообразия в толковании и практике применения норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемого судебного акта при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются:
нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что Комитет по управлению имуществом города Сочи (арендодатель) и общество (арендатор) 27.05.1998 заключили договор N 939, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок площадью 23 899 кв. м, занимаемый зданиями и сооружениями санаторного комплекса, расположенный по адресу: город Сочи, Центральный район, проспект Курортный, 2 на срок с 01.01.1998 по 01.01.2047. Условиями договора предусмотрено что размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения базовых (исходных) ставок, устанавливаемых администрацией города, либо в других случаях, определенных законодательными актами, но не может быть менее вышеуказанных базовых (исходных) ставок.
25.09.1998 земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 23:49:0203031:12.
24.09.2009 на земельный участок зарегистрировано право собственности муниципального образования город-курорт Сочи.
Полагая, что общество ненадлежащим образом исполняет принятые на себя обязательства по внесению арендной платы за земельный участок, администрация обратилась в арбитражный суд с иском.
Суды установили, что в период с 21.10.2010 по 22.11.2012 общество было включено в Программу строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта в целях реализации строительства олимпийского объекта "Пятизвездочный санаторий "Кавказская Ривьера" на 250 номеров (проектные и изыскательские работы, строительство).
В соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для строительства, реконструкции, капитального ремонта олимпийских объектов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 8 статьи 15 данного закона. В целях определения ставок арендной платы за такие земельные участки допускается использование кадастровой стоимости земельных участков.
Применяя положения пункта 7 статьи 16 Закона N 310-ФЗ суды пришли к выводу, что вне зависимости от условий договора арендная плата в спорный период должна рассчитываться исходя из ставок арендной платы, установленных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.09.2008 N 270 "Об определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые предоставлены для строительства, реконструкции, капитального ремонта олимпийских объектов".
Исследовав представленные доказательства произведенной обществом оплаты арендных платежей и рассчитав размер арендной платы с учетом ставок, установленных вышеназванным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.09.2008 N 270, для земельных участков, расположенных в границах земель особо охраняемых природных территорий, суды пришли к выводу об отсутствии у общества задолженности и оснований для взыскания неустойки, в связи с чем отказали в удовлетворении иска.
Доводы, изложенные в заявлении о пересмотре оспариваемых судебных актов в порядке надзора о том, что расчет арендной платы необходимо осуществлять в соответствии с постановлением главы города Сочи от 15.06.2007 N 791 "О порядке определения размера арендной платы за земли муниципальной собственности, а также за земли, не прошедшие процедуру разграничения государственной собственности на землю, в городе Сочи", являлись предметом рассмотрения и надлежащей оценки судов нижестоящих инстанций, оснований для их иной оценки не приведено. С учетом того, что ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, применение в заявленный администрацией период ставок арендной платы, установленных за земельные участки, используемые для строительства олимпийских объектов, является правомерным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А32-2546/2012 Арбитражного суда Краснодарского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.06.2013 отказать.
Председательствующий судья |
О.М. Козырь |
Судьи |
А.М. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N ВАС-8786/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А32-2546/2012
Истец: Администрация г. Сочи, Администрация муниципального образования город-курорт Сочи
Ответчик: ЗАО Кавказская Ривьера
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8786/13
25.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8786/13
05.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2375/13
27.03.2013 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4386/13
04.02.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-2546/12