Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2013 г. N ВАС-8329/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Балахничевой Р.Г., судей Бондаренко С.
П., Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства имущественных отношений Самарской области от 13.06.2013 N 12-/7937 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2012 по делу N А55-15797/2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.03.2013 по тому же делу
по заявлению закрытого акционерного общества "Рассвет", г. Самара (далее - общество) к департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара (далее - департамент строительства) о признании незаконными действий департамента строительства по аннулированию разрешений на установку рекламных конструкций за номерами N N 12802-щ, 12805-щ, 12812-щ, 12815-щ, 12818-щ, 12823-щ, 12824-щ, 11748-п, 11749-п, 11750-п, 11751-п, признании недействительным приказа департамента строительства от 01.02.2012 N Д05-01-05/12 об аннулировании разрешений на установку указанных рекламных конструкций.
Третьи лица: Департамент благоустройства и экологии администрации городского округа Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство)
УСТАНОВИЛА:
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2012 заявленные требования удовлетворены.
Как установлено судом первой инстанции, приказом департамента строительства от 01.02.2012 N Д05-01-05/12 аннулированы разрешения NN 12802-щ, 12805-щ, 12812-щ, 12815-щ, 12818-щ, 12823-щ, 12824-щ, 11748-п, 11749-п, 11750-п, 11751-п, выданные обществу в 2008 году на установку рекламных конструкций.
Данный приказ вынесен департаментом строительства со ссылкой на пункт 2 части 18 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) на основании письма министерства от 16.12.2011 N 12/23349, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия департамента строительства по вынесению данного приказа и сам приказ не соответствуют пункту 2 части 18 статьи 19 Закона о рекламе и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом суд исходил из того, что отсутствие соответствующих договоров с владельцем недвижимости, к которой присоединены рекламные конструкции общества, о чем департаменту строительства сообщено министерством в письме от 16.12.2011 N 12/23349, не является основанием для аннулирования разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по пункту 2 части 18 статьи 19 Закона о рекламе.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2012 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетоврении заявленных требований отказано. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о неправильном применении судом первой инстанции статьи 19 Закона о рекламе.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.03.2013 постановление суда апелляционной инстанции отменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе.
В заявлении о пересмотре решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции министерство просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение пункта 2 части 18 статьи 19 Закона о рекламе.
Рассмотрев заявление и материалы надзорного производства, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения заявления, исходя из следующего.
Согласно пункту 2 части 18 статьи 19 Закона о рекламе органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения принимается в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции.
Судами установлено, что в письме министерства от 16.12.2011 N 12/23349, на основании которого департамент строительства вынес оспариваемый приказ, такой информации не содержится; иными доказательствами, представленными в материалы дела, также не подтверждено наличие между министерством как представителем собственника имущества, к которому присоединены рекламные конструкции общества, и обществом заключенных договоров такого типа, действие которых прекращено.
Поэтому суды исходили из того, что отсутствующее обязательство не может прекратиться.
Поскольку иных оснований пунктом 2 части 18 статьи 19 Закона о рекламе не предусмотрено, суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу о несоответствии оспариваемого приказа указанной норме права.
Довод заявителя о неправильном применении судами пункта 2 части 18 статьи 19 Закона о рекламе со ссылкой на грубое нарушение обществом законодательства о рекламе вследствие установки и эксплуатации рекламных конструкций в отсутствие договора с собственником имущества, к которому эти конструкции присоединены, подлежит отклонению.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на её установку.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (часть 5 статьи 19 Закона о рекламе).
Установка и эксплуатация рекламной конструкции в нарушение данного требования является грубым нарушением законодательства о рекламе.
Пункт 1 части 20 статьи 19 Закона о рекламе предусматривает иные последствия такого грубого нарушения.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации только при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Кодекса.
Таких оснований не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
в передаче дела N А55-15797/2012 Арбитражного суда Самарской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 24.08.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.03.2013 по указанному делу отказать.
Председательствующий судья |
Р.Г. Балахничева |
Судьи |
С.П. Бондаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2013 г. N ВАС-8329/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А55-15797/2012
Истец: ЗАО "Рассвет"
Ответчик: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара
Третье лицо: Департамент благоустройства и экологии Администрации г. о. Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области