Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 июля 2013 г. N ВАС-9051/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б., судей Борисовой Е.Е., Медведевой А.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Брянской городской администрации, г. Брянск о пересмотре в порядке надзора постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 по делу N А09-8147/2011 Арбитражного суда Брянской области и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11.04.2013 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГИССТРОМ", г. Брянск (далее - общество) к Брянской городской администрации (далее - Администрация) о признании незаконным отказа Администрации, оформленного письмом от 27.10.2011 N 7/29-6888, в реализации обществом преимущественного права на выкуп арендуемых нежилого помещения площадью 48,4 кв. м и нежилого помещения площадью 20,5 кв. м, находящихся в здании, расположенном по адресу: г. Брянск, бульвар Гагарина, д. 1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Муниципальное унитарное предприятие "Жилищное хозяйство" Советского района города Брянска (далее - муниципальное унитарное предприятие), Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Брянской области от 15.08.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 решение суда от 15.08.2012 отменено и заявленное обществом требование удовлетворено.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 11.04.2013 оставил без изменения постановление апелляционного суда от 27.12.2012.
Обжалуя постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, Брянская городская администрация (далее - заявитель) считает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и законодательству. Заявитель указывает на то, что спорные помещения находятся на праве хозяйственного ведения у муниципального унитарного предприятия, что подтверждено судебным актом по другому делу, а также относятся к зданию - объекту культурного наследия Брянской области, в отношении которого предполагается реконструкция, и из арендуемых обществом нежилых помещений не могут быть сформированы самостоятельные объекты недвижимого имущества. Администрация полагает, что апелляционный суд необоснованно признал незаконным отказ Администрации в реализации обществом права на выкуп указанных помещений в порядке, предусмотренном положениями статей 3, 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ). Заявитель приводит и иные доводы и просит в порядке надзора отменить оспариваемые судебные акты, как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к заключению о том, что дело не подлежит передаче на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьёй 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При рассмотрении дела апелляционным судом установлено, что общество 28.09.2011 обратилось в Администрацию с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемых с 22.05.2000 по зарегистрированному договору аренды указанных нежилых помещений, находящихся в здании, расположенном по адресу: Брянск, бульвар Гагарина, д. 1. На день подачи обществом этого заявления за муниципальным унитарным предприятием не было зарегистрировано право хозяйственного ведения на недвижимое имущество по названному адресу.
Администрация письмом от 27.10.2011 отказала обществу в приватизации арендуемого имущества, указав на то, что право муниципальной собственности зарегистрировано на нежилое помещение общей площадью 284,8 кв. м, расположенное по упомянутому адресу, а на включённые в эту площадь арендуемые обществом нежилые помещения государственная регистрация права муниципальной собственности не осуществлялась, так как они не сформированы в отдельные обособленные объекты недвижимого имущества.
Данный отказ Администрации в реализации обществом преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в порядке, предусмотренном положениями статей 3, 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, признан незаконным.
Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекту малого или среднего предпринимательства, обратившемуся к уполномоченному органу с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, может быть отказано в реализации такого права, если он не соответствует установленным статьёй 3 этого Федерального закона требованиям, и (или) отчуждение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.
Как установлено апелляционным судом, общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и отвечает требованиям, установленным статьёй 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, необходимым для реализации им преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о возможности приватизации обществом арендуемых нежилых помещений в указанном здании основаны на установленных по делу обстоятельствах, нормах законодательства.
Исходя из содержания разъяснений, данных в пункте 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 о некоторых вопросах применения Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, следует, что реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения допускается в случаях, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект.
В процессе рассмотрения дела апелляционным судом установлено, что арендуемые обществом нежилые помещения сформированы как два обособленных объекта недвижимого имущества и поставлены на кадастровый учёт, что подтверждается выданными на них кадастровыми паспортами от 01.07.2010 N 2-14/2007 и N 2-14/2009, а также установлено, что эти помещения являются изолированными и не требуют дополнительной реконструкции в здании, являющемся объектом культурного наследия Брянской области, для их обособления.
Поскольку Администрацией при отказе обществу в приобретении им арендуемых нежилых помещений не приводилось иных оснований отказа ему в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Брянск, бульвар Гагарина, 1, апелляционный суд удовлетворил заявленное обществом требование.
Выводы судов апелляционной и кассационной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных по делу, и нормах законодательства. Доводам Администрации судом кассационной инстанции дана правовая оценка.
Доводы заявителя, направленные на переоценку установленных судом обстоятельств, не относятся к основаниям статьи 304 АПК РФ.
Анализ доводов, содержащихся в заявлении о пересмотре в порядке надзора оспариваемых судебных актов, показал, что в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 304 АПК РФ, для передачи дела на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А09-8147/2011 Арбитражного суда Брянской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11.04.2013, принятых по указанному делу, отказать.
Председательствующий судья |
В.Б. Куликова |
Судьи |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 июля 2013 г. N ВАС-9051/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А09-8147/2011
Истец: ООО " ГИССТРОМ "
Ответчик: Брянская городская администрация
Третье лицо: МУП " Жилищное хозяйство ", Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-911/13
27.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5014/12
10.12.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5014/12
30.11.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5014/12
29.11.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5014/12
22.11.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5014/12
26.10.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5014/12
23.10.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5014/12
04.10.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5014/12
15.08.2012 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-8147/11