Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 июля 2013 г. N ВАС-9117/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Кирейковой Г.Г., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" о пересмотре в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.03.2013 по делу N А40-15246/12-32-138 Арбитражного суда города Москвы по иску открытого акционерного общества "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" (далее - общество) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - железная дорога, перевозчик) о взыскании 960 635 рублей 97 копеек пеней за просрочку доставки вагонов.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 17.04.2012 (с учетом дополнительного решения от 12.09.2012) исковое требование удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 решение суда первой инстанции и дополнительное решение отменены, в удовлетворении иска отказано.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 12.03.2013 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора общество "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском послужила допущенная железной дорогой в период с декабря 2010 по январь 2011 года просрочка доставки вагонов, отправленных со станций Кряж, Сызрань 1 и Кашпир Куйбышевской железной дороги на станции назначения Ярцево, Тычинино, Рославль 1 и Вязьма Новоторжская Московской железной дороги.
Претензия общества об уплате пеней за просрочку доставки вагонов оставлена железной дорогой без удовлетворения.
Удовлетворяя исковое требование, суд первой инстанции исходил из того, что факт просрочки доставки грузов обществом доказан, поэтому в силу статей 97, 120 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) подлежат начислению пени, расчет которых является верным. Суд указал, что ответчиком не представлено надлежащих доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих осуществлению перевозок.
Суд апелляционной инстанции, отменил решение суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно статье 29 Устава железнодорожного транспорта вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении.
На основании пункта 6.4 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 27, сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов.
О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчиком составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Первый экземпляр акта прилагается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения к дорожной ведомости.
В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости делается отметка о составлении акта общей формы.
В соответствии с актами общей формы, составленными перевозчиком на станциях Рязанского направления Московской железной дороги (Сасово, Лесок, Рязань I, Дягилево, Щурово), причиной задержки груза являются неблагоприятные погодные условия.
Решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Московской области при губернаторе Московской области от 02.01.2011 в 18-ти муниципальных образованиях Московской области (Волоколамский, Воскресенский, Дмитровский, Егорьевский, Истринский, Ленинский, Можайский, Наро-Фоминский, Ногинский, Орехово-Зуевский, Одинцовский, Павлово-Посадский, Подольский, Раменский, Солнечногорский, Шатурский, Шаховский, Щелковский), городах Домодедово, Реутов, Рошаль был введен режим "Чрезвычайной ситуации".
Главное управление МЧС России по Московской области письмом от 04.03.2011 г. информировало ОАО "РЖД" о том, что 26.12.2010 в результате сильных осадков в виде мокрого снега и дождя произошло налипание мокрого снега на деревьях и линий электропередач, что вызвало аварийное отключение электричества в 27-ми муниципальных образованиях Московской области.
Судом установлено, что нарушение сроков доставки вагонов грузополучателю произошло вследствие установившихся в период с 26.12.2010 по 12.01.2011 неблагоприятных условий (налипание мокрого снега на деревьях и линиях электропередач), вызвавших аварийное отключение электричества в 27-ми муниципальных образованиях Московской области и перерыве энергоснабжения на участках Рязанского направления Московской железной дороги, в том числе Сасово, Рязань I, Дягилево, Щурово.
Следовательно, просрочка доставки вагонов грузополучателю произошла по независящим от перевозчика обстоятельствам.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии вины перевозчика в нарушении сроков доставки груза и правомерно отказал в удовлетворении искового требования.
Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции.
Приведенные в заявлении общества доводы свидетельствуют не о неправильном применении судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального права, а о несогласии с оценкой доказательств, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда надзорной инстанции.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А40-15246/2012-32-138 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.03.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 июля 2013 г. N ВАС-9117/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-15246/2012
Истец: ОАО "НК "Роснефть" - Смоленскнефтепродукт"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги"