Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2013 г. N ВАС-7369/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б., судей Гросула Ю.В., Медведевой А.М. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Петро-ЛОМО-Промпродснаб", г. Санкт-Петербург о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2012 по делу N А56-12012/2012, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.02.2013 по тому же делу по иску ООО "Петро-ЛОМО-Промпродснаб" к открытому акционерному обществу "Фонд имущества Санкт-Петербурга", г. Санкт-Петербург (далее - Фонд имущества; Фонд) о применении последствий недействительности договора от 21.01.2010 N 452-ПП купли-продажи нежилого помещения при реализации арендатором преимущественного права на приобретение арендуемого имущества с условием о залоге в части пункта 2.3 договора, предусматривающего выплату суммы вознаграждения продавца за осуществление мероприятий по продаже объекта, путем взыскания с ответчика в пользу истца 150 450 руб., полученных ответчиком на основании указанного пункта договора, а также 25 123 руб. 06 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.02.2013, в иске отказано.
Обжалуя принятые по делу судебные акты, ООО "Петро-ЛОМО-Промпродснаб" (далее - заявитель; общество) приводит доводы и просит в порядке надзора отменить данные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что спорное условие договора противоречит положениям Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), и что субъекты Российской Федерации не вправе нормативно устанавливать какие-либо ограничения или дополнительные условия реализации права, предусмотренного положениями Закона N 159-ФЗ.
Изучив материалы дела, а также принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к заключению о том, что дело не подлежит передаче на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьёй 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании положений Закона N 159-ФЗ уполномоченным органом - Комитетом было принято распоряжение от 21.12.2009 N 2662-рз об условиях приватизации объекта нежилого фонда - помещения 1-Н площадью 205,6 кв. м с кадастровым номером 78:36:5356:0:69:3 по адресу: Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 43, (лит. В), и в данном распоряжении была указана рыночная стоимость объекта в соответствии с отчётом оценщика об оценке объекта. По поручению Комитета Фонд 29.12.2009 направил обществу предложение об оформлении договора купли-продажи объекта с указанием выкупной цены, соответствующей указанным условиям приватизации объекта, определенной в соответствии с положениями статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
Между Комитетом, от имени которого на основании договора от 20.09.2005 N ФАО-1/2005 действовал Фонд имущества, осуществляющий как специализированная организация функции продавца на основании постановления правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2005 N 1002, и обществом (покупателем) был заключён договор купли-продажи от 21.01.2010 N 452-ПП. Условие о рыночной цене выкупаемого объекта было предусмотрено в пункте 2.1 этого договора. Помимо данного условия о цене стороны договорились включить в договор пункт 2.3, предусматривающий выплату Фонду вознаграждения за осуществление им действий, связанных с продажей объекта, в размере 1,5% от цены продажи (с учетом НДС) в размере 150 450 руб., и на основании пункта 2.4 договора эта сумма подлежала перечислению покупателем на расчетный счет продавца не позднее 10 дней с момента подписания договора.
Покупатель - общество исполнило условия договора купли-продажи. Указанная сумма вознаграждения была перечислена обществом по платежному поручению от 29.01.2010 N 34. Государственная регистрация перехода права собственности на нежилое помещение к обществу осуществлена 13.05.2010. По состоянию на 30.01.2012 взаиморасчеты сторон по упомянутому договору купли-продажи произведены в полном объеме, что подтверждено актом сверки расчетов.
Ссылка общества на то, что включение спорного условия (пункт 2.3) в договор не предусмотрено положениями Закона N 159-ФЗ, и такое условие является недействительным (ничтожным), оценена судами и не признана обоснованной, исходя из следующего.
Статьей 3 Закона N 159-ФЗ были определены условия (требования), которым должен отвечать субъект малого или среднего предпринимательства при реализации им преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Положения Закона N 159-ФЗ не исключают применение к отношениям, регулируемым этим Законом, норм Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и норм гражданского законодательства по вопросам, которые не урегулированы Законом N 159-ФЗ. В статье 4 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ определено, что законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 10.03.2005 N 59-15 "О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга" в редакции, действовавшей на момент заключения договора купли-продажи, пунктом 4 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 03.12.2008 N 748-137 "О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства" функции по подготовке государственного и муниципального недвижимого имущества к приватизации, исполнению решений об условиях приватизации этого имущества, по заключению от имени Санкт-Петербурга договоров купли-продажи, по контролю за исполнением договоров приватизации осуществляются специализированной организацией по поручению правительства Санкт-Петербурга. Статьей 6 Закона Санкт-Петербурга от 10.03.2005 N 59-15 предусмотрено, что осуществление данных мероприятий производится на платной основе на основании отдельного договора.
Указанный договор купли-продажи был подписан обществом без возражений по пунктам 2.3, 2.4 этого договора и добровольно исполнен с учётом этих условий.
В соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора; стороны могут заключить договор, как предусмотренный так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 425 ГК РФ предусмотрено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, с учётом того, что при подписании договора купли-продажи от 21.01.2010 общество добровольно приняло на себя обязательство уплатить Фонду имущества вознаграждение в размере, определенном в пункте 2.3 этого договора, суды признали, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Анализ доводов, содержащихся в заявлении о пересмотре в порядке надзора оспариваемых судебных актов, показал, что в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 304 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А56-12012/2012 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда от 26.06.2012, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.02.2013, принятых по указанному делу, отказать.
Председательствующий судья |
В.Б. Куликова |
Судьи |
Ю.В. Гросул |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2013 г. N ВАС-7369/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А56-12012/2012
Истец: ООО "Петро-ЛОМО-Промпродснаб"
Ответчик: ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга"
Третье лицо: Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, Прокуратура Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7369/13
13.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7369/13
29.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7369/13
05.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8946/12
19.10.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15887/12
26.06.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-12012/12