Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Медведевой А.М., судей Гросула Ю.В. и Борисовой Е.Е. рассмотрела в судебном заседании заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Свердловской области от 10.09.2012 по делу N А60-26023/2012, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.03.2013 по тому же делу
по заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный лесотехнический университет" (далее - университет) о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - управление) от 10.11.2011 N 461-р "Об изъятии неиспользуемого недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Уральский государственный лесотехнический университет", и закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "Дирекция по инвестиционной деятельности".
Третьи лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство образования и науки Российской Федерации (далее - министерство) и федеральное государственное унитарное предприятие "Дирекция по инвестиционной деятельности".
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.09.2012, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.03.2013, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с указанными судебными актами, управление подало заявление о пересмотре их в порядке надзора.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора лишь при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы заявителя и материалы надзорного производства, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит оснований, определенных указанной статьей Кодекса, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора в связи со следующим.
Из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для принятия решения о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными является установление арбитражным судом двух обстоятельств: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.1992 N 312 "О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования" не допускается изъятие или изменение служебного назначения зданий и сооружений, используемых учреждениями, предприятиями и организациями системы образования, предоставленных им земельных участков, без согласования с Министерством образования Российской Федерации и Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.
В силу пункта 5.5.1 положении о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 337, министерство осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям, подведомственным министерству.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что полномочиями собственника имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в силу прямого указания закона наделено министерство, с которым следовало согласовать изъятие из оперативного управления университета недвижимого имущества. Однако доказательств этого управлением не представлено.
Кроме того, суд отклонил довод управления о том, что изъятые объекты недвижимого имущества находятся в аварийном состоянии, не используются университетом в образовательном процессе и являются для него излишними. Суд указал, что университетом на протяжении длительного времени решается вопрос об использовании данных объектов недвижимого имущества в целях расширения и улучшения материально-технической базы университета, в том числе путем капитального ремонта или реконструкции нежилых помещений после получения соответствующего финансирования из федерального бюджета на эти нужды.
На основании изложенного суд пришел к выводу о наличии совокупности условий, с которыми закон связывает признание ненормативного правового акта недействительным, а потому удовлетворил заявленное требование.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А60-26023/2012 Арбитражного суда Свердловской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Свердловской области от 10.09.2012, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.03.2013 отказать.
Председательствующий судья |
А.М. Медведева |
Судьи |
Ю.В. Гросул |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. N ВАС-10035/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А60-26023/2012
Истец: ФГБОУ ВПО "Уральский государственный лесотехнический университет"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
Третье лицо: Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГУП "Дирекция по инвестиционной деятельности", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10035/13
19.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10035/13
13.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-325/13
20.11.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12049/12
10.09.2012 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-26023/12