Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Е.Е. Борисова, судей О.М. Козырь, А.А. Маковская рассмотрела в судебном заседании заявление
администрации Каширского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Московской области от 08.11.2012 по делу N А41-38085/12, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.05.2013 по тому же делу
по иску муниципального унитарного предприятия "Экоресурсы" к администрации Каширского муниципального района Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании права хозяйственного ведения.
Третьи лица: МРИ ФНС России N 18 Московской области, Комитет по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области
СУД УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий МУП "Экоресурсы" (далее - предприятие) Ястребов А.К. обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Каширского муниципального района Московской области (далее - администрация), Управлению Росреестра по Московской области: о признании за предприятием права хозяйственного ведения на недвижимое имущество: административное здание, назначение: нежилое 1 этаж, общей площадью 327,04 кв. м, инв. N 61:022:1189, лит. Ж; гараж, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 1 343,5 кв. м, инв. N 061:022:1189, лит. Б; мастерские, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 100,1 кв. м, инв. N 061:022:1189, лит. Д, расположенные по адресу: 142900, Московская область, город Кашира, ул. Садовая, д. 1 "А"; о признании незаконными действий Администрации Каширского муниципального района Московской области по регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости, отмене регистрационных записей N 50-50-37/039/2010-016; 50-50-37/039/2010-019; 50-50-37/039/2010-017 от 29.10.2010 г.; о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорное недвижимое имущество от 05 июля 2012 года и обязании Управления Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию указанного права.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.11.2012 исковые требования были удовлетворены частично, за предприятием признано право хозяйственного ведения на спорное недвижимое имущество. В удовлетворении остальной части иска было отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 года решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.05.2013 года судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора упомянутых судебных актов администрация просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение ими норм материального права при принятии оспариваемых судебных актов.
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Обращаясь в суд с иском по настоящему делу, истец указывал на наличие оснований для возникновения права хозяйственного ведения на спорное недвижимое имущество, приводя следующие обстоятельства.
Предприятие было создано на основании Постановления Главы Каширского района Московской области N 132-пг от 29.09.2005, которым предусматривалась реорганизация МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Каширского района" в форме его разделения на другие предприятия, в том числе МУП "Экоресурсы", за которым в соответствии с пунктом 5 этого постановления, имущество закреплялось на праве хозяйственного ведения.
Договором о закреплении муниципального имущества от 25.10.2005 за предприятием также предусматривалась передача на праве хозяйственного ведения имущества, предназначенного для осуществления предприятием целей и видов его деятельности по эксплуатации инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов, проведению работ (оказанию услуг) природоохранного назначения, обслуживанию и проведению ремонта жилого фонда. Пунктом 1.2 договора установлено, что перечень имущества указан в акте приема-передачи и отражается на балансе предприятия.
Согласно Распоряжению N 476-рг от 13.03.2006 предприятию было передано в хозяйственное ведение следующее недвижимое имущество: здание складов (база электросети); здание гаража: здание (1 этаж) базы АУП, расположенные по адресу: г. Кашира, ул. Садовая, д. 1 "А".
Впоследствии Постановлением Администрации Каширского муниципального района от 27.05.2011 N 1024-пг предприятию было предписано передать находящееся в хозяйственном ведении имущество Комитету по управлению имуществом Администрации Каширского муниципального района Московской области, а потом передать его предприятию в безвозмездное пользование.
Указанное постановление решением Арбитражного суда Московской области от 29.03.2011 г. по делу N А41-29443/10 было признано судом недействительным, суд пришел к выводу о наличии у предприятия права хозяйственного ведения. Приведенный судебный акт оценен судами в соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющим преюдициальную силу для настоящего дела.
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (пункт 1 статьи 299 Гражданского кодекса российской Федерации).
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Вместе с тем, суды с учетом установленных по делу обстоятельств, в том числе, о наличии решения собственника о закреплении имущества за предприятием, принимая во внимание имеющий преюдициальный характер для разрешения этого дела указанный выше судебный акт о праве хозяйственного ведения предприятия на спорное имущество, удовлетворили частично иск по настоящему делу.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А41-38085/12 Арбитражного суда Московской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Московской области от 08.11.2012, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.05.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Е.Е. Борисова |
Судьи |
О.М. Козырь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 августа 2013 г. N ВАС-10052/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А41-38085/2012
Истец: конкурсный управляющий МУП "Экоресурсы" Ястребов Александр Константинович
Ответчик: Администрация Каширского муниципального района МО, Администрация Каширского муниципального района Московской области, Управление Федеральной Службы Государственной Регистрации Кадастра и Картографии по МО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района, Комитет по управлению имуществом Администрация Каширского Муниципального района МО, МРИ ФНС России N18 по Московской области, МРИФНС Росии N18 по МО