Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 августа 2013 г. N ВАС-10915/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей А.А. Маковской, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2012 по делу N А55-20568/2012, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.04.2013 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИМП" к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о признании незаконным отказа, обязании совершить действия.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
СУД УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИМП" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Управление) о признании незаконным отказа от 12.05.2012 N 14/652 в удовлетворении заявления Общества о приватизации земельного участка; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия соответствующего решения и направления проекта договора купли-продажи земельного участка, по цене выкупа 2,5 процента от его кадастровой стоимости, установленной на дату обращения с заявлением о приватизации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.04.2013 вышеназванные судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора принятых по делу судебных актов, Управление просит их отменить, указывая на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов о наличии оснований для приватизации земельного участка испрашиваемой площади фактическим обстоятельствам дела. Также полагает, что суды незаконно обязали Управление направить проект купли-продажи земельного участка по цене 2,5 процента от его кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды установили, что, являясь собственником объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0929002:511, площадью 5 250, 5 кв. м, находящегося по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда, д. 2, принадлежащем Российской Федерации, Общество 14.03.2012 обратилось в Управление с заявлением о предоставлении данного участка в собственность.
Основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением послужил отказ в предоставлении земельного участка в собственность Общества.
В соответствии со статьей 36, пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться в границах, занятых самим объектом, с учетом площади, необходимой для его использования, при условии предоставления документов, список которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Оценивая приложенные к заявлению документы, суды установили, что Обществом были представлены все документы, предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475. Судами дана оценка представленного обществом градостроительного обоснования площади земельного участка и сделан вывод о том, что испрашиваемый участок является достаточным для эксплуатации принадлежащего Обществу объекта недвижимости. Доказательств обратного, а также доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0929002:511 находится в красных линиях, Управлением не представлено.
В связи с изложенным суды пришли к выводу о том, что у Управления не имелось оснований для отказа в приватизации земельного участка.
Рассматривая требования Общества об обязании устранить допущенные нарушения путем возложения на Управление обязанности принять соответствующее решение и направить проект договора купли-продажи земельного участка по цене, равной 2,5 процентов кадастровой стоимости, суды руководствовались положениями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми арбитражный суд при признании незаконным решения органов, осуществляющих публичные полномочия, в целях восстановления нарушенных прав заявителя обязывает указанный орган совершить действия по предоставлению земельного участка с указанием срока и условий предоставления.
Установив, что на испрашиваемом участке расположены объекты, которые были ранее отчуждены из государственной собственности в порядке приватизации, суды пришли к выводу, что выкупная цена земельного участка должна быть определена в соответствии с правилами, установленными частью 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в размере, равном 2,5 процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Доводы, содержащиеся в заявлении о пересмотре принятых по делу судебных актов, являлись предметом рассмотрения и надлежащей оценки судов нижестоящих инстанций и в целом направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных фактических обстоятельств, что не входит в компетенцию суда надзорной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А55-20568/2012 Арбитражного суда Самарской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2012, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.04.2013 отказать.
Председательствующий судья |
О.М. Козырь |
Судьи |
А.А. Маковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 августа 2013 г. N ВАС-10915/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А55-20568/2012
Истец: ООО "ИМП"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, ФГБУ ФКП "Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области " в лице Самарского филиала
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10915/13
29.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2476/13
30.01.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15736/12
19.10.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-20568/12