Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Прониной М.В., судей Бондаренко С.П., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Ардонская центральная районная больница", г. Ардон, РСО-Алания о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.06.2013 по делу N А61-1904/2011 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания
по иску общества с ограниченной ответственностью "Эко-Центр", г. Владикавказ (далее - ООО "Эко-Центр") к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Ардонская центральная районная больница" (далее - МБУЗ "Ардонская центральная районная больница", больница) о взыскании 587 555 рублей 18 копеек задолженности по государственным контрактам от 25.12.2009 N N 786, 794, 787 и 38 105 рублей пеней.
СУД УСТАНОВИЛ:
определениями от 12.10.2011, 27.10.2011 и 14.12.2011 с согласия истца суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия - Алания (далее - фонд), Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания (далее - Минздрав РСО - Алания), Республику Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания (далее - Минфин РСО - Алания), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Республики Северная Осетия - Алания по размещению заказов для государственных нужд (далее - управление), администрацию местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия - Алания, Правительство Республики Северная Осетия - Алания.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.12.2011, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012, иск удовлетворен. Истребуемая истцом сумма задолженности взыскана с фонда. В иске к остальным соответчикам отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.06.2012 судебные акты отменены, дело направленно на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Определением суда от 24.07.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена страховая компания - ЗАО "МАКС".
Решением суда от 27.08.2012 исковые требования удовлетворены частично. С МБУЗ "Ардонская центральная районная больница" в пользу ООО "Эко-Центр" взыскано 625 660 рублей 18 копеек долга и пеней, в иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013 решение суда от 27.08.2012 отменено. По делу принят новый судебный акт. Требования ООО "Эко-Центр" о взыскании суммы долга и пеней удовлетворено за счет Минздрава РСО - Алания. В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.06.2013 постановление суда апелляционной инстанции изменено. Резолютивная часть постановления изложена в следующей редакции:
"Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.08.2012 в части отказа в иске к Министерству здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания отменить.
Взыскать солидарно с муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Ардонская центральная районная больница" и Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания в пользу общества с ограниченной ответственностью "Эко-Центр" 587 555 рублей 18 копеек основного долга и 38 105 рублей пеней с 01.09.2010 по 11.10.2011, всего 625 660 рублей 18 копеек.
Взыскать солидарно с муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Ардонская центральная районная больница" и Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания в пользу общества с ограниченной ответственностью "Эко-Центр" 2 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В части отказа в иске к Республике Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия - Алания и взыскания с муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Ардонская центральная районная больница" в доход федерального бюджета 15 513 рублей 20 копеек государственной пошлины за подачу иска решение оставить без изменения".
В заявлении о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции от 03.06.2013 в порядке надзора больница указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
Заявитель ссылается на отсутствие правовых оснований для возложения на больницу обязанности по погашению долга за поставленные лекарственные препараты и ответственности за нарушение сроков оплаты; указывает, что наличие задолженности перед поставщиком обусловлено отсутствием финансирования на все суммы государственных контрактов; доказательств направления денежных средств ОМС в большем объеме на цели погашения задолженности по контрактам сторонами не представлено.
Изучив материалы надзорного производства, проверив обоснованность изложенных заявителем доводов, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов и установлено судами, в рамках реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Республики Северная Осетия-Алания, бесплатной медицинской помощи на 2009 год, фондом совместно с Минздравом РСО - Алания размещена заявка на поставку лекарственных средств для нужд лечебно-профилактических учреждений республики. Сумма заявки составила 148 538 447 рублей, источником финансирования указан бюджет фонда. Для проведения аукциона составлена и утверждена документация, опубликовано извещение N 05-02-187-09.
В пункте 8 информационной карты аукционной документации средства обязательного медицинского страхования указаны как источник финансирования, место поставки - лечебно-профилактические учреждения согласно перечню N 1.
По результатам проведенного 25.12.2009 аукциона Минздрав РСО - Алания (заказчик) и ООО "Эко-Центр" (поставщик) заключили государственные контракты N N 786, 794 и 787, в соответствии с условиями которых поставщик обязался осуществить поставку изделий медицинского назначения для обеспечения учреждений здравоохранения РСО-Алания в соответствии с согласованными сторонами техническими заданиями, указанными в Приложениях N 1 к контрактам. Содержание, этапы, срок и место поставки оговорены в Приложениях N 2 к контрактам. Срок действия контрактов установлен с 25.12.2009 по 31.12.2010.
Согласно условиям пункта 12 государственных контрактов оплата товара производится после сдачи поставщиком и приемки заказчиком поставленного товара, оформленных актом сдачи-приемки. Оплата производится по ценам, указанным в протоколе соглашения о контрактной цене (пункт 13). За просрочку оплаты поставленного товара заказчик уплачивает поставщику пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка России от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки платежа (пункт 19).
25.12.2009 стороны государственных контрактов (Минздрав РСО - Алания и ООО "Эко-Центр") при участии больницы заключили дополнительные соглашения к названным государственным контрактам, в которых определили, что оплата поставленного товара производится после сдачи поставщиком и приемки учреждением (больницей) поставленного товара, оформленных актом сдачи-приемки. Счета поставщика с приложенными актами оплачиваются учреждением (больницей) в установленном порядке, при наличии средств обязательного медицинского страхования, направленных на предусмотренные контрактом цели. Также из условий дополнительных соглашений следует, что государственный заказчик данными дополнительными соглашениями передал больнице свои полномочия по приемке изначально предназначенного для нее товара, оформлению первичных бухгалтерских документов по приемке. В дополнительных соглашениях конкретизирован источник финансирования - за счет средств обязательного медицинского страхования.
Во исполнение условий заключенных государственных контрактов общество "Эко-Центр" по товарным накладным поставило МБУЗ "Ардонская центральная районная больница" товары медицинского назначения на общую сумму 1 380 606 рублей 56 копеек.
Больница оплатила поставленную продукцию частично на сумму 721 051 рубля 38 копеек, что сторонами не оспаривается.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения поставщика в арбитражный суд с настоящим иском.
Возлагая на Минздрав РСО - Алания и МБУЗ "Ардонская центральная районная больница" обязанность в солидарном порядке погасить сумму долга за поставленный по спорным контрактам товар и уплатить законную неустойку, суд кассационной инстанции руководствовался статьями 309, 310, 330, 431, 525, 526, 532 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 5, частью 5 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", условиями заключенных между сторонами госконтрактов и дополнительных соглашений к ним и исходил из того, что государственным заказчиком в контрактах выступает Минздрав РСО - Алания.
В дополнительных соглашениях к контрактам обязанности получателя и плательщика товара заказчик передал больнице. Таким образом, в силу прямого указания закона и по условиям заключенных сторонами сделок больница как покупатель является лицом, обязанным оплатить поставленный обществом товар. При этом отсутствие достаточного финансирования не освобождает покупателя от исполнения взятых на себя обязательств.
Давая анализ содержанию дополнительных соглашений к контрактам, суд установил отсутствие в них условия о замене государственного заказчика - Минздрав РСО - Алания на больницу.
В соответствии с абзацем 2 статьи 532 Кодекса при оплате покупателем по договору поставки товаров для государственных нужд государственный заказчик признается поручителем покупателя по этому обязательству.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 363 Кодекса при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя. Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства.
При указанных обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу, что Минздрав РСО - Алания (государственный заказчик) в силу закона является поручителем больницы (покупателя) по обязательству оплатить поставленный истцом товар.
Неправильного применения норм материального права, влекущего отмену оспариваемых судебных актов, судами не допущено.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в круг полномочий суда надзорной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А61-1904/2011 Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.06.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
М.В. Пронина |
Судьи |
С.П. Бондаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 августа 2013 г. N ВАС-11651/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А61-1904/2011
Истец: ООО "Эко-Центр"
Ответчик: Ардонская Центральная районная больница, Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, Министерство здравоохранения РСО-Алания, Министерство Финансов Республики Северная Осетия-Алания, Фонд обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия -Алания
Третье лицо: Администрация Ардонского района РСО-Алания, Администрация местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания, Ардонская ЦРБ, Министерство Финансов РСО-А, Правительство Республики Северная Осетия-Алания, Правительство РСО - Алания, Республика Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов РСО-А, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РСО-А, Управление Республики Северная Осетия-Алания по размещению заказов для государственных нужд, Управление РСО-Алания по размещению заказов для государственных нужд, Фонд обязательного медицинского страхования РСО-А
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11651/13
16.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11651/13
27.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11651/13
13.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11651/13
03.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2587/13
19.03.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-322/12
12.02.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-322/12
27.08.2012 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-1904/11
08.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2089/12
12.03.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-322/12
30.12.2011 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-1904/11