Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 августа 2013 г. N ВАС-9383/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Пановой И.В., судей Никифорова С.Б., Сарбаша С.В., рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы", г. Ангарск, о пересмотре в порядке надзора постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.04.2013 по делу N А19-13967/2012 Арбитражного суда Иркутской области,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 28 Федерального медико-биологического агентства" (далее - ФГБУЗ "Центральная Медико-санитарная часть N 28") о взыскании 21 602,82 рублей, составляющих сумму непринятых к зачету листков нетрудоспособности, выданных с нарушением установленного порядка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.11.2012 исковые требования общества "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы" удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца были взысканы убытки в размере 14 780 рублей 87 копеек.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 по тому же делу решение Арбитражного суда Иркутской области от 16.11.2012 отменено, в удовлетворении исковых требований общества отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.04.2013 постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 и постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.04.2013 отменить, решение Арбитражного суда Иркутской области от 16.11.2012 оставить без изменения.
Выводы судов апелляционной и кассационной инстанций основаны на том, что действия медицинского учреждения по выдаче спорного листка нетрудоспособности не находится в прямой причинно-следственной связи с фактом расходования средств обязательного социального страхования на их оплату, поскольку лечебное учреждение не является субъектом обязательного социального страхования.
Суды исходили из того, что положения статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации не применимы к рассматриваемым правоотношениям как основанным на нормах публичного права.
Суды апелляционной и кассационной инстанций также пришли к выводу, что совокупность условий, необходимых для возникновения ответственности по возмещению убытков, наличие убытков, причинно-следственная связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившими последствиями, не доказана. Суды указали, что виновными лицами являются руководитель организации-истца и ее главный бухгалтер, обязанные проверять, являются ли надлежащими листки нетрудоспособности.
Вместе с тем, по мнению коллегии судей, судами не учтено следующее.
Частью 1 ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Соответственно, факт наступления у работника временной нетрудоспособности порождает у работодателя обязанность по выплате пособия, связанного с данным фактом.
В силу части 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Из данной нормы следует, что листок нетрудоспособности, исполненный по установленной форме, является надлежащим документом для подтверждения факта временной нетрудоспособности, а также права застрахованного лица на получение пособия по временной нетрудоспособности.
В силу пункта 2 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности", установлено, что листок нетрудоспособности выдают медицинские работники указанных лиц, в том числе лечащие врачи медицинских организаций.
Пунктом 2 Инструкции о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения, утвержденной Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации N 18, Министерства здравоохранения Российской Федерации N 29 от 29.01.2004 (далее - Инструкция), установлено, что изготовление бланков листков нетрудоспособности обеспечивает ФСС России.
Таким образом, распределением необходимого количества бланков между надлежащими организациями занимается уполномоченный орган, который предоставляет указанные бланки надлежащим организациям, имеющим право оформлять листки нетрудоспособности. Инструкция определяет порядок обеспечения бланками листков нетрудоспособности медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, включая проведение экспертизы временной нетрудоспособности, а также их учета и хранения.
Следовательно, бланки листков нетрудоспособности предоставляются организациям, имеющим соответствующую лицензию.
Форма бланка листка временной нетрудоспособности, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 347н "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности", является обязательной (далее - Приказ N 347н).
Кроме того, Приказом N 347н установлено, что бланк листка нетрудоспособности является защищенной полиграфической продукцией со степенью защиты уровня "В".
В соответствии с Законом N 255-ФЗ с начала 2011 года первые три дня нетрудоспособности оплачиваются за счет средств работодателя. Начиная с четвертого дня, а для случая представления листка нетрудоспособности по беременности и родам - начиная с первого дня, пособие выплачивается из бюджета ФСС России. Выплаты пособий могут осуществляться страхователем за счет предстоящих платежей страхователя по обязательному социальному страхованию или за счет средств ФСС России.
В силу пункта 68 Приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" за нарушение установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности медицинские организации, а также медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно части 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Однако отношения между обществом "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы" и ФГБУЗ "Центральная Медико-санитарная часть N 28" не носят характера административного или иного властного подчинения, в связи с чем, к ним подлежат применению положения гражданского законодательства.
Коллегия судей считает необходимым также рассмотреть вопрос о применении к данной категории споров положений части 2 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное.
При таких обстоятельствах дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов на основании статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 4 статьи 299, статьями 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А19-13967/2012 Арбитражного суда Иркутской области для пересмотра в порядке надзора постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.04.2013.
Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 30.09.2013.
Председательствующий судья |
И.В. Панова |
Судьи |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 августа 2013 г. N ВАС-9383/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А19-13967/2012
Истец: ООО "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы"
Ответчик: ФГУ здравоохранения "Центральная медико-санитраная часть N28 Федерального медикл биологического агентства"
Третье лицо: ГУ - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал N 8
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 9383/13
28.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9383/13
25.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9383/13
04.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9383/13
04.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1017/13
28.01.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6077/12
15.11.2012 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-13967/12