Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 сентября 2013 г. N ВАС-12197/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи В.В. Попова, судей Ю.В. Гросула, Г.Д. Пауля рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная консалтинговая компания "Российские инновации" (г. Самара) от 15.08.2013 о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2013 по делу N А55-18191/2012 Арбитражного суда Самарской области, принятого по иску общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная консалтинговая компания "Российские инновации" (г. Самара, далее - общество) к Министерству имущественных отношений Самарской области (г. Самара, далее - министерство) о взыскании 11 239 539 рублей неосновательного обогащения.
Другие лица, участвующие в деле: третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (г. Самара).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2012 иск удовлетворен.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 08.07.2013 судебные акты отменены, в иске отказано.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановления кассационной инстанции в порядке надзора, общество указывает на нарушение единообразия в толковании и применении кассационным судом.
Судами установлено, что общество является собственником техно-торгового комплекса, состоящего из трех корпусов, находящихся по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Губанова/Московское шоссе.
Право собственности общества на объекты недвижимости зарегистрировано в ЕГРП 27.03.2009, 22.04.2009, земельный участок, на котором находятся объекты недвижимости, поставлен на кадастровый учет 10.11.2005.
По результатам рассмотрения заявления общества от 15.07.2009 о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, занимаемого принадлежащими ему объектами недвижимости, министерством издан приказ от 26.10.2010 N 2736 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Губанова/Московское шоссе".
По договору купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка от 10.07.2011 N 358-2011/к общество (покупатель) приобрело в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 63:01:0000000:342, общей площадью 11 253,90 кв. м, находящийся по адресу: Самарская область, г.Самара, Промышленный район, ул. Губанова/Московское шоссе, на котором находится техно-торговый комплекс, состоящий из трех корпусов, собственником которого является покупатель.
Выкупная цена земельного участка составила 21 559 196 рублей 48 копеек, которая определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка, введенных в действие Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 (далее - постановление от 10.12.2008 N 473).
Право собственности общества на спорный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП 07.09.2011 (свидетельство серии N 63-АЖ N 098096).
По мнению общества, вследствие неверного расчета выкупной цены, неправильного применения удельных показателей кадастровой стоимости по кадастровым кварталам 0708001 и 0709001 г. Самары с разрешенным видом использования "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", утвержденных постановлением от 10.12.2008 N 473, и включения в договор купли-продажи завышенной цены ответчик неосновательно обогатился на сумму 11 239 539 рублей.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались статьями 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьями 20, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), посчитав, что при расчете цены выкупаемого земельного участка ответчику надлежало руководствоваться кадастровой стоимостью земельного участка, определенной при постановке земельного участка на кадастровый учет в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254 в размере 57 331 430 рублей 44 копейки.
Суд кассационной инстанции, не согласившись с выводами судов первой и апелляционной инстанций, отменил судебные акты первой и апелляционной инстанций и отказал в иске, при этом руководствовался следующим.
Кассационный суд посчитал необоснованными выводы судов о том, что удельный показатель кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования, утвержденный постановлением от 10.12.2008 N 473 не подлежит применению, а кадастровая стоимость земельного участка подлежит определению на основании утратившего силу нормативного правового акта.
Поскольку министерство произвело расчет цены выкупа земельного участка исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая получена посредством умножения утвержденного постановлением от 10.12.2008 N 473 удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в кадастровом квартале 0708001 и 0709001 г. Самары с разрешенным использованием - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" в размере 10 642 рублей 81 копеек и 10 643 рублей 05 копеек за 1 кв.м., на площадь земельного участка, с учетом 12-ти кратной ставки земельного налога, действующей на момент подачи заявления и заключения договора купли-продажи на основании Земельного кодекса, постановления от 24.11.2005 N 188 и постановления от 10.12.2008 N 473, цена земельного участка правомерно определена в размере 21 559 196 рублей 48 копеек, в связи с чем исковые требования по возврату излишне уплаченного по сделке с учетом положений пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса удовлетворены неправомерно.
Доводы общества направлены на переоценку выводов суда кассационной инстанции, и не являются основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра кассационного постановления в порядке надзора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого постановления кассационной инстанции, не установлено.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А55-18191/2012 Арбитражного суда Самарской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2013 по делу N А55-18191/2012 Арбитражного суда Самарской области отказать.
Председательствующий судья |
В.В. Попов |
Судьи |
Ю.В. Гросул |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 сентября 2013 г. N ВАС-12197/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А55-18191/2012
Истец: ООО "Северо-Западная консалтинговая компания"Российские инновации", ООО "Северо-Западная консалтинговая компания"Российские инновации"в лице представителя Будкина Константина Георгиевича
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области